Памятник герою произведения михалкова. Пять самых известных произведений сергея михалкова. Дядя Степа: кто он

ЗАГАДКИ О ТРЁХ ПОРОСЯТАХ

ЧИТАТЕЛИ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ,
ГОДОВ ЭДАК С ТРЁХ И ДО СТА,
ЕМУ ОТДАЮТ БЕЗ СОМНЕНИЯ
СВОИ ДУШИ, СЕРДЦА, ГОЛОСА

ВИКТОРИНА ДЯДИ СТЁПЫ

ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА В РИСУНКАХ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПЕСЕНКА ТРЁХ ПОРОСЯТ

13 марта - день рождения известного поэта, писателя, баснописца Михалкова Сергея Владимировича, подарившего всем нам знаменитого героя Дядю Стёпу.

При оформлении страницы использованы материалы журналов "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" № 3, 2003, "Отчего и почему" № 11-12, 2000, № 5-6, 2002, Российская детская энциклопедия загадок.

МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

(13 марта 1913 - 27 августа 2009)

Мы стихов немало знаем,
Дядю Стёпу уважаем.
И прививок не боимся -
Быть здоровыми стремимся,
Песенку друзей поём.
Замечательно живём!

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои, что за сказка?

***
Хрю-хрю-хрю -
Каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный

Как зовут братцев-поросят?

СПИСОК СЦЕНАРИЕВ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.[Стихи детей, посвящённые С.В. Михалкову] // Детская литература. - 1998. - № 3. - С. 96-97.
2.Адонина Е.В. Поэт из страны детства: [урок-путешествие по произведениям С.В. Михалкова] / Е. В. Адонина // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 28-31.
3.Алексеева И. В. По страницам произведений С.В. Михалкова: [сценарий занятия с элементами театрализации] / И. В. Алексеева // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 53-54.
4.Бирюкова Л.П. Любимых детских книг творец: [сценарий библиотечного праздника, посвящённого С.В. Михалкову] / Л. П. Бирюкова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 39-44, 46-47.
5.Бразюль Г.В. Театрализованное представление "Вот компания какая!" : [литературные игры по творчеству С. В. Михалкова] / Г. В. Бразюль // Педсовет. - 2003. - № 8. - С. 3-5.
6.Весёлый день с Сергеем Михалковым : [литературный праздник для уч-ся 1 кл.] // Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 8. - С. 123-124.
7.Дырина С. Кроссворд "Профессии" (по произведениям С.В. Михалкова). Кроссворд "Животные (по произведениям С.В. Михалкова) / С. Дырина // Начальная школа. - 2003. - март (№ 9). - С. 4, 13.
8.Зурабова К. Дело было вечером: [утренник, в основу которого легли стихи С. Михалкова] / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. - С. 70-74.
9.Казанцева С. В. Сильный, смелый дядя Стёпа и другие персонажи: [литературный утренник о С.В. Михалкове и его произведениях] / С.В. Казанцева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2009 . - № 8.- С. 10-12.
10.Коромыслова С.П. Добрый и весёлый Сергей Михалков: [библиотечный урок в 3 классе] / С. П. Коромыслова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 32-34.
11.Кроссворды по произведениям С.В. Михалкова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 48-50.
12.Лежнева О.С. Талант добрый и весёлый: [литературное мероприятие по творчеству С.В. Михалкова] / О. С. Лежнева // Досуг в школе. - 2002. - № 4. - С. 9-10.
13.Мартемьянова Т.Г. Воспитание искусством слова: [материал для бесед о произведениях С.В. Михалкова, викторина] / Т. Г. Мартемьянова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 22-27.
14.Мартынова В.С. Мы едем, едем, едем... : [сценарий праздника, посвящённого С.В. Михалкову] / В. С. Мартынова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 35-36.
15.Насибова Б.А. Лучший друг ребят: [сценарий праздника, посвящённого С.В. Михалкову] / Б. А. Насибова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 37-38.
16.Овсянникова И.Н. Праздник непослушания: [методическая разработка урока внеклассного чтения по повести-сказке С.В. Михалкова "Праздник непослушания"] / И. Н. Овсянникова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 50-51.
17.Самкова Н.С. Читаем стихотворение С.В. Михалкова "Фома" / Н. С. Самкова // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 52.
18.Соколова О. Жизнь и творчество Сергея Владимировича Михалкова: [методическая разработка урока, посвящённого С.В. Михалкову] / О. Соколова // Начальная школа. - 2002. - ноябрь (№ 47). - Вкладка. - С. 12-13.
19.Тухватулина В.М. В гостях у Михалкова: [сценарий занятия с участием родителей и детей] / В. М. Тухватулина // Начальная школа. - 2003. - № 3. - С. 55-57.
20.Царенко Л. Три поросёнка: [сценарий театрализованной постановки по сказке С. В. Михалкова] / Л. Царенко // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8. - С. 14-17.
21.Царенко Л. Три поросёнка: по мотивам сказки С. В. Михалкова: [спектакль] / Л. Царенко // Я вхожу в мир искусств. - 2002. - № 2. - С. 75-80.
22.Шиповская Н. "Дяде Стёпе - 68, Михалкову - 90!" : [вопросы для игр, головоломка, конкурсы] / Н. Шиповская // Начальная школа. - 2003. - март (№ 9). - С. 4, 13.

Библиотечный плакат на полку

Размер плаката 1024х723.

Размер файла - 227 кб.

Кликните по эскизу, чтобы увеличит и скачать

МОЗАИКИ

"Дядя Стёпа" (архив - 695 кб)

"Три поросёнка"
(архив - 747 кб.)

ВИКТОРИНЫ

"Стихи Сергея Михалкова" : викторина для младших школьников. Программа считает количество правильных ответов и затраченнное на игру время.
Архив - 2 мб.

"Весёлая компания Сергея Михалкова": викторина PowerPoint-2003 по стихам и поэме "Дядя Степа". Архив - 4,1 мб.

"Викторина дяди Стёпы": викторина PowerPoint-2007 по поэме "Дядя Степа". Архив - 2,3 мб.

БАСНИ И СТИХИ ЕГО
ЗНАЮТ ВСЕ ДО ОДНОГО.
НЕ ПРОЧТЁШЬ НИГДЕ ТАКОГО,
ТОЛЬКО В КНИЖКАХ
МИХАЛКОВА.

Сергею Владимировичу Михалкову
Вячеслав Дуликов

Идет по Москве волшебник
Весенним солнечным утром,
Высокий и несогбенный,
Как все волшебники, мудрый.

Идет, а ему навстречу -
Прохожих добрые лица...
Улыбкой, журчащей речью
Встречает его столица...

Поэта и баснописца,
Сатирика-летописца,
Создателя сказок и гимна,
Что в душах звучал призывно...

Идет от Дома Ростовых,
По переулкам к Арбату,
По виду чуть-чуть суровый,
Ершистый и угловатый.

А кто-то промолвит тихо: -
Да это же дядя Степа,
Такому лихо -не лихо,
Такому мала Европа...

Он родом, как мы, из детства,
Куда нам от детства деться...
Для всех дорогой собеседник,
Недаром ведь он - волшебник!

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!

У меня хороший дом.
Новый дом, прочный дом,
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром!

Я, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней,
Из камней, из камней!

Никакой на свете зверь,
Не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!

Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!

1 . Из районных великанов
Самый главный великан,
По фамилии _______ (?),
И по имени Степан.

Какая фамилия была у дяди Стёпы?

2. Шёл с работы дядя Стёпа -
Видно было за версту.
Уважали дядю Стёпу
За такую высоту.

Какие прозвища дяде Стёпе дали дети за его высокий рост?

3. Лихо мерили шаги
Две огромные ноги...

Обувь какого размера покупал себе дядя Стёпа?

4. Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень важной нахожу!

Кем служил в милиции дядя Стёпа?

5. Он шагает по району
От двора и до двора.
И опять на нём погоны,
С пистолетом кобура.

В каком воинском звании служил дядя Стёпа?

6. Сильный смелый и серьёзный,
Он достиг своей мечты
В изученье дали звёздной,
В покоренье высоты.
Чтобы выполнить заданье
На ракетном корабле,
Неземные испытанья
Проходил он на Земле.

Кто из семейства Степановых стал космонавтом?

***
- Я строить из камней решил,
Хочу, чтоб дом мой крепким был.

Да это долго - из камней,
Сплетём из веток, так быстрей!

А я избушку из соломы
За три часа сложу любому.

Определи, кому принадлежат эти слова.

РАССКАЖЕТ КАЖДЫЙ ИЗ РЕБЯТ
ПРО ТРЁХ ВЕСЁЛЫХ ПОРОСЯТ:
КАК ЖИЛИ - НЕ ТУЖИЛИ
И ВОЛКА ОБХИТРИЛИ.
ДАВАЙ-КА МЫ В ГОСТЯХ У НИХ
СЕГОДНЯ ПОБЫВАЕМ,
УВИДИМ БРАТЦЕВ ОЗОРНЫХ,
И ИХ ЗАГАДКИ ОТГАДАЕМ


***
Волк с лисой до крика спорил
На опушке под сосной:
"Первым дом Наф-Наф построил,
А потом Нуф-Нуф - второй".
Но в ответ лисица нервно:
"Слушай, Серый, ты не прав.
Дом Ниф-Ниф построил первым,
А вторым - как раз Наф-Наф!".

Молвил филин: "В спор мудрёный
Мне бы не хотелось лесть,
Но у вас определённо
По одной ошибке есть".
Разобраться в споре том
Помоги скорее им:
Кто построил первым дом,
Третьим кто и кто вторым?

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ И УЧИТЕЛЮ


Михалков С.В. - писатель, поэт, баснописец, драматург, автор двух гимнов Советского Союза и одного Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Список произведений для детей включает сказки, рассказы, басни, загадки, былины. Творчество Михалкова учит подрастающее поколение добру, справедливости, честности, заботе об окружающем мире и людях, его произведения проходят в 1-2-3-4 классах. Легкая стихотворная форма привлекает детей, произведения подходят для первого самостоятельного чтения.

А что у вас?

Стихотворение «А что у вас?» рассказывает о важности различных профессий. Вечером во дворе ребята обсуждают специальности родителей: поваров, портных, летчиков, инженеров, вагоновожатых, учителей, докторов, пилотов, милиционеров. Произведение учит ценить и уважать любые профессии, в том числе рабочие.

Барсуки

Стихотворение рассказывает о жизни семьи барсуков. Мать прячет их в норе и не разрешает днем выбираться из нее, опасаясь охотников, которым нужен пушной зверь. Семья выходит гулять на заре, барсучиха несет малышей в зубах. До полудня они греются на солнце, а когда оно начинает припекать, мать возвращает детенышей в прохладную нору.

Беглянка

Произведение «Беглянка» рассказывает о декоративной собачке Чебурашке с надменным характером, проживающей с чрезмерно заботливой хозяйкой. Животное ни в чем не знает нужды, но ей не разрешают общаться с другими представителями ее рода и повсюду носят в корзинке. Однажды Чебурашка встречает бездомного пса и убегает с ним на свалку. С тех пор ее жизнь и характер меняются, но беглянка возвращаться домой не желает, свобода ей нравится больше.

Быль для детей

Произведение Михалкова «Быль для детей» рассказывает о тяжелом времени в истории страны - Великой Отечественной войне. Строки стихотворения пронизаны патриотизмом, восхищением русским народом, вставшим на защиту Родины и освободившим мир от фашистских захватчиков. Автор рассказывает детям как Урал, Москва, Кузбасс, Баку, Алтай, Казахстан, Узбекистан и прочие объединились для борьбы с неприятелем. Стихотворение описывает сражения, победу и восстановление страны.

Веселый турист

Произведение рассказывает о четырнадцатилетнем туристе, путешествующем налегке. Он любознателен, и мир открыт ему: волки и медведи на мальчика не нападают, быки приветствуют, туча служит крышей, гром -будильником. Турист записывает увиденное в тетрадь и заряжает окружающих своей энергией. Люди, услышав веселую песню мальчика, покидают дом и отправляются следом за ним.

Данила Кузьмич

Произведение «Данила Кузьмич» рассказывает о мальчике, который вместе со взрослыми трудится на заводе. Автор с восхищением повествует о способностях юного мастерового, наблюдая за его работой. Данила Кузьмич в свои 14 лет висит на доске почета, люди гордятся им и призывают брать с него пример.

Дядя Степа

Любимое произведение многих поколений «Дядя Степа» рассказывает о добродушном человеке высокого роста по прозванию «Каланча». Дети сопереживают великану: одежду подобрать сложно, собаки принимают за вора, когда он смотрит во двор, в кровать не помещается. Однако дядя Степа - настоящий герой и объект для подражания у ребят, он всем приходит на помощь: вытаскивает из реки тонущего мальчика, предотвращает крушение поезда, спасает птиц от пожара. Великан отправляется служить в морской флот, а после возвращения рассказывает детворе множество историй.

Дядя Степа-милиционер

Продолжение известной истории про дядю Степу повествует о его работе милиционером. Как и прежде, добрый великан спешит на помощь людям: чинит светофор и восстанавливает дорожное движение, помогает потерявшемуся на вокзале мальчику найти маму, ловит хулигана, спасает из реки бабушку. Дядя Степа рассказывает детям о важности и ответственности профессии милиционера.

Дядя Степа и Егор

Произведение повествует о рождении у дяди Степы сына Егора. Он не так высок, как отец, но очень силен. Егор - штангист, он выигрывает сразу 2 золотые медали и завоевывает титул олимпийского чемпиона. Сын дяди Степы мечтает изучать звездную даль. Он становится майором, военным летчиком и однажды обязательно полетит на Марс и передаст оттуда привет Луне.

Дядя Степа-ветеран

Произведение повествует о том, как дядя Степа становится пенсионером. Но великан по-прежнему любимец детворы, и без него не проходит ни одно мероприятие: он участвует в играх, ходит с ребятами в зоопарк, помогает Пете Рыбкину бросить курить. Дядя Степа едет в Париж, посещает музей, ресторан, общается с населением, которое зовет его «русским великаном». Вернувшись обратно, он говорит, что лучше дома места на земле нет. В конце произведения дядя Степа встречается с сыном-космонавтом и узнает, что у него родилась внучка.

Заяц во хмелю

Басня рассказывает о пьяном зайце, который хвалится перед гостями, что не боится даже льва и отправляется один по темному лесу. Однако попав в лапы хищника, косой трезвеет от страха. Благодаря подхалимству, зайцу удается избежать гибели. Басня высмеивает пьяных храбрецов, трусливых угодников, самовлюбленных личностей.

Как бы жили мы без книг?

В стихотворении автор рассуждает о невозможности жизни без литературы. Он предлагает читателю представить, что все книги вдруг исчезли: учебники, добрые сказки, Букварь. Как стало бы скучно, если бы ребят покинули их любимые герои: Чиполлино, Гулливер, Гаврош, Робинзон, Тимур, Крош. Михалков восхищается и прославляет литературу разных стран мира, проходящую через века.

Как скворец летел домой

Произведение рассказывает о скворце, который 4 дня летел домой в колхоз. Но птица не узнает прежние места: вместо луга видит разлившуюся реку. В растерянности скворец летает над водой, утки подсказывают ему, что колхоз теперь располагается дальше. Птица отправляется в путь и находит родную деревню, где дома стали еще лучше и больше, а вместо скворечника у нее дворец.

Как старик корову продавал

Произведение повествует о старике, продающем на рынке корову. Но никто не хочет ее покупать: дед честно рассказывает, что она больная, молока не дает. Молодой торговец хочет помочь старику и расхваливает животное перед людьми. Наслушавшись продавца, дед решает, что такая корова нужна самому, и он не отдаст ее никому.

Калеки в библиотеке

Стихотворение повествует о книгах-калеках, которые находятся в библиотеке в специальном больничном зале. Эти произведения «оскорблены» людьми: у одних удалены таблицы, иллюстрации, другие - изрисованы и измяты. Автор осуждает читателей, которые на книгу «как хищники глядят». Несмотря на свои звания и должности, таким людям никогда не оправдаться перед искалеченными произведениями.

Карта

Стихотворение рассказывает о солдате, забравшем из опустевшего класса карту, с которой он не расстается и во время сражений. На привале он разворачивает изображение Родины, и бойцы ищут и разглядывают свой дом: Казань, Рязань, Калугу, Баку, Алма-Ату. Однажды карта возвращается в класс: порванная осколком, со следами крови. Но ученики весят ее на почетное место.

Комар-Комарец

Произведение «Комар-Комарец» рассказывает о Медведе, работающем в аптеке. Всем он готов помочь: Пете-Петушку, Козлу, Гусю, Барбосу. Но Комар нарушает правила поведения и влетает в окно. На возмущение Топтыгина насекомое скандалит и не желает пользоваться дверью, как все звери. Злобного комара останавливает Утка, раскрыв свой клюв.

Лев и Ярлык

Басня рассказывает о Льве, на хвост которому прицепили ярлык, определяющий царя зверей Ослом. Он не решился сорвать документ самостоятельно и созвал собрание. Однако ни одно животное не посмело снять ярлык и юридически признать хищника Львом. С тех пор царь зверей начал чахнуть и однажды из его логова донеслось протяжное: «Иа».

Лесная академия

Произведение рассказывает о Майском Жуке, открывшем Академию Наук для насекомых. Стихотворение позволяет в игровой форме научить ребенка буквам. Веселое содержание и простой слог вызывают интерес у маленьких читателей и способствуют быстрому запоминанию алфавита. Произведение подходит для первого самостоятельного чтения.

Лифт и Карандаш

Стихотворение рассказывает о мальчике Саше, который пишет карандашом на стенах лифта. После этого кабина отказывается возить хулигана. Стоит Саше войти в нее, лифт застревает и не едет. Автор отмечает, что есть много ребят, у которых не по делу пишут карандаши.

Миллионер

Произведение рассказывает о богатой старухе, оставившей наследство своему псу - Бульдогу. Автор повествует о жизни собаки-миллионера: слуга возит ее на гонки, регби, бега, шеф-повар готовит разнообразные блюда. Пес живет в квартире в центре города, ездит на курорты, ходит в парикмахерскую, дает интервью, посещает клуб богачей и прочее.

Миша Корольков

Произведение рассказывает об отважном мальчике Мише Королькове, который плывет на пароходе и попадает в чужие японские воды. Корабль вынужден пристать к земле. Японцы пытаются выведать у мальчика информацию о Сахалине, предлагая сладости и угрожая избиением. Но Миша сохраняет верность Родине и не разглашает сведения. Пароход возвращают из плена, отважного мальчика встречают мама и папа.

Модное платье

Произведение рассказывает о платье, которое подарили Кате. На нем написаны десятки слов-названий городов: Лондона, Москвы, Токио, Тегерана, Марселя, Копенгагена, Парижа и других. Однако к девочке постоянно пристают с просьбой прочитать написанное, мальчишки называют ее учебником, подружки просят поносить платье.

Мой щенок

Произведение рассказывает о девочке, у которой пропал щенок. С утра он еще проказничал: перевернул жбан с медом, порвал стихи, упал с лестницы, залез в клей. А потом потерялся. Девочка очень переживает: не ест, не читает, не рисует, ждет свою собаку. И вот возвращается щенок: с опухшим носом, глазом, на хвосте жужжит пчела. Приходится девочке лечить непослушного малыша.

Находка

Стихотворение повествует о мальчике, нашедшем кошелек с пятаками. В это время по мостовой идет грустная девочка с поникшей головой. Мальчик догадывается, что он нашел ее кошелек. Но вдруг замечает, что у него из кармана пропал перочинный нож. Девочка нашла потерю мальчика и отдала ему. В ответ он возвращает кошелек.

Недотепа

В произведении «Недотепа» мама стыдит сына за отсутствие талантов: другие дети танцуют и поют, имеют награды, их рисунки публикуют на выставках. Мальчик молчит, поджав губы. Он знает, что вырастет и поедет в тайгу строить железную дорогу и по рельсам к океану помчатся поезда. И мама будет довольна и горда сыном!

Непьющий воробей

Басня повествует о воробье-трезвеннике, который попадает под влияние дурной компании и проявляет слабость, уступая приятелям. В результате опьяневшая птица оказывается под столом. С тех пор все припоминают воробью конфуз, шепчутся и не дают проходу.

От кареты до ракеты

Произведение рассказывает о стремительном развитии техники. Еще недавно люди передвигались в каретах, на воздушных шарах. А теперь города заполонили автомобили, по рельсам ездят электровозы. По воде передвигаются великаны-пароходы, по воздуху - самолеты.

Песенка друзей

Задорное стихотворение популярно у многих поколений взрослых и юных читателей. Произведение рассказывает о путешествии веселой компании друзей, в число которых входят: кот, чижик, собака, Петька-забияка, обезьяна, попугай. Стихотворение привлекает детей легким слогом, повторяющимся рефреном видов животных, что делает его легко запоминаемым. Произведение подходит для первого самостоятельного чтения.

Поиграем-Угадаем

Произведение Михалкова «Поиграем-Угадаем» представлено в форме забавных загадок. Автор предлагает детям угадать слова, спрятанные в стихотворных строках: индюка, собаку, грибы-поганки, доктора, кошку. Произведение рекомендовано для чтения взрослыми детям дошкольного возраста.

Про девочку, которая плохо кушала

Стихотворение повествует про девочку, которая отказывалась от любой еды. Тогда к Юле вызвали врача, рассказавшего ей, как питаются животные: Конь жует овес, Пес грызет кость, Слон обожает фрукты, Воробьи клюют зерно, Мишка лижет мед, Мышь любит сыр. После визита доктора девочка попросила маму ее накормить.

Про мимозу

Стихотворение рассказывает о мальчике Вите, который ничего не хочет делать сам. Его обувают, одевают, подают все, что он попросит. Автор сравнивает мальчика с мимозой в ботаническом саду, считает, что он не сможет стать пилотом, моряком, солдатом.

Слон-живописец

Басня повествует о Слоне, нарисовавшем картину и пригласившем друзей для ее оценки. Крокодила не устроило, что на пейзаже нет Нила, Тюленю не хватило снега и льда, Кроту понадобился огород, Свинье - желуди. Тогда Слон снова взялся за кисть, пытаясь угодить всем советчикам. В результате у него получилась не картина, а ералаш. Автор призывает следовать советам с умом.

Случай на зимовке

Произведение рассказывает о маленьком медвежонке, сбежавшем из берлоги, когда мама-медведица ушла на охоту. Малыш познакомился с собакой, и они весело играли. Но другие псы учуяли медведя и бросились в нападение. Малыш забрался на небольшую скалу. Мимо проходящий охотник отогнал собак и спас медвежонка.

Трезор

Произведение рассказывает о проказах щенка, который остался дома один. Он разорвал платье на кукле, зайцу выдрал шерсти клок, загнал под кровать кота, залез в уголь и улегся спать. Вернувшиеся хозяева отмыли пса и решили, что больше не оставят его одного.

Три поросенка

Сказка повествует о 3 поросятах, строивших себе дома на зиму. Ниф-Ниф сделал жилище из соломы, Нуф-Нуф - из веток и тонких палок. И только Наф-Наф построил надежный дом из камней и глины. Братья смеялись, подшучивали над ним и так расшумелись, что разбудили волка. Разбежались они по своим домам. Волк подошел к жилищу Ниф-Нифа, дунул, и солома разлетелась. Поросенок прибежал к Нуф-Нуфу, но и этот дом разрушил хищник. Тогда Братья заперлись в надежном жилище Наф-Нафа. У волка не вышло разрушить дом, и он полез в трубу, но упал в кипяток, обжегся и убежал в лес. А 3 поросенка стали веселиться и петь песню.

Финтифлюшкин

Произведение повествует о семье с необычной фамилией. Финтифлюшкины имели в роду редких талантливых кондитеров. Но Федя не признает свою фамилию и считает ее трагедией семьи. Ребята дразнят мальчика финтифлюшкой. Автор призывает детей с достоинством относиться к своей фамилии и самим делать ее великой.

Фома

Стихотворение рассказывает про мальчика Фому, который никому не верит. Ему говорят на улице дождь, но он не надевает галоши, зимой идет гулять в трусах, в зоопарке спорит с экскурсоводом. Однажды он не поверил, что в реке Нил водятся крокодилы и пошел купаться. Хищники съедают мальчика, но оказывается, что это только сон. Фома просыпается, но теперь он не верит, что аллигатор его проглотил не наяву.

Хорошие товарищи

Произведение рассказывает о настоящей дружбе. Мальчик Миша заикается, ему тяжело выговаривать слова на букву «К». Но его друзья не смеются над ним, они помогают, показывают пример и терпеливо ждут.

Хрустальная ваза

Произведение повествует о покупке 3 школьницами хрустальной вазы на день рождения учительнице. Девочки по очереди несут дорогую им вещь, но случайно разбивают. Школьницы плачут, собирается толпа, всем становится жаль Зину, Тамару и Женю. Люди покупают девочкам новую вазу, и они едут на грузовой машине, чтобы вручить подарок учительнице.

Популярные стихотворения

  • Автографы
  • Азбука
  • Андрюшка
  • Анна-Ванна бригадир
  • Аркадий Гайдар
  • Бараны
  • Беглец
  • Бедный Костя
  • Белые стихи
  • Будь готов
  • Будь человеком
  • Булка
  • Бумажный змей
  • Бюрократ и Смерть
  • В парикмахерской
  • Важный день
  • Важный совет
  • Велосипедист
  • Веселое звено
  • Веселый жук
  • Всадник
  • Где очки?
  • Герой
  • Гора моя
  • Горнист
  • Граница
  • Грипп
  • День Родины
  • Детский ботинок
  • Джинсы
  • Дятлы
  • Заяц и Черепаха
  • Зенитчики
  • Злопамятный пес
  • Зяблик
  • Казнь
  • Как из мухи сделали слона
  • Как у нашей Любы
  • Корабельная сосна
  • Кораблики
  • Котята (Считалочка)
  • Круглый год
  • Лапуся
  • Лист бумаги
  • Лыжня и пень
  • Любимые вещи
  • Людоед
  • Мальчик с девочкой дружили
  • Метеор
  • Мой боец
  • Мой друг
  • Море и туча
  • Моя тень
  • Моя улица
  • Мы с приятелем
  • Не спать!
  • Неврученная награда
  • Несбывшиеся мечты
  • О тех, кто лает
  • Облака
  • Овощи
  • Одна рифма
  • Откуда ты?
  • Охотник
  • Печальная история
  • Письмо ко всем детям по одному очень важному делу
  • Под Новый год
  • Подушечка
  • Поломанное крыло
  • Постирушка
  • Прививка
  • Про девочку, которая сама себя вылечила
  • Про Янека
  • Прогулка
  • Происшествие в горах
  • Птичий двор
  • Птичье радио
  • Пути-дороги
  • Разговор с сыном
  • Речка
  • Рисунок
  • С нами смех
  • Сашина каша
  • Светлана
  • Скворец
  • Слова и буквы
  • Служу Советскому Союзу!
  • Смена
  • Событие
  • Солдат
  • Сосна и елочка
  • Старый клоун
  • Стойкий Андрей
  • Стужа
  • Телефон
  • Товарищ
  • Толстый жук
  • Три ветра
  • Три товарища
  • Тридцать шесть и пять
  • Уточка
  • Фантазер
  • Хижина Дяди Тома
  • Холодный сапожник
  • Хороший человек
  • Храбрый Костя
  • Чемодан
  • Чепушинки
  • Чистописание
  • Чудесные таблетки
  • Школа


Сегодня, в преддверии Дня защиты детей, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и члены семьи - Андрей Кончаловский, Никита Михалков и Юлия Субботина открыли памятник классику отечественной литературы, знаменитому детскому поэту Сергею Владимировичу Михалкову. В торжественной обстановке, друзья и коллеги С.В.Михалкова, официальные лица и почитатели таланта знаменитого поэта, возложили к памятнику цветы.

Несмотря на хмурое утро, в сквере на Поварской улице, царило праздничное настроение. Гостей торжественной церемонии открытия памятника С.В.Михалкову встречал музыкальный коллаж из песен на стихи поэта, звучали стихи и басни в исполнении знаменитых актеров-современников Сергея Владимировича Михалкова.

Торжественно застыли в карауле у памятника кадеты, звучит Гимн России, соскальзывает покрывало с памятника и перед собравшимися предстает знакомая фигура, задумчиво сидящая на скамейке …

Дополняет скульптурную композицию трогательная деталь – фигурка школьницы, несущей цветы поэту, как символ той благодарной аудитории, для которой жил и творил Сергей Михалков.

В своем выступлении В.В.Путин отметил, что «Сегодня, открывая памятник, мы испытываем гордость, что в нашей культуре, в русской литературе есть такое великое имя – Сергей Владимирович Михалков» (полный текст выступления В.В.Путина).

Затем выступили сыновья поэта – Андрей Кончаловский и Никита Михалков.

В торжественной церемонии приняли участие Первый заместитель Председателя Гос Думы России А.Д. Жуков, Советник Президента Р Ф В.И. Толстой, Министр культуры Российской Федерации В.Р.Мединский, Мэр Москвы С.С.Собянин, Представители Московской городской думы – В.М.Платонов и Е.В.Герасимов, Архимандрит Тихон (Шевкунов) и другие официальные лица.

Творческую интеллигенцию Москвы представляли Генрих Боровик, Илья Глазунов, Андрей Дементьев, Виктор Чижиков, Светлана Врагова, Иван Переверзин, Александр Адабашьян, Михаил Лермонтов, Александр Торопцев, Ольга Муравьева, Ирина Котунова и другие писатели, художники, издатели.

Торжественную церемонию провел Заслуженный артист России, Сергей Колесников. Музыкальное сопровождение - Оркестр Московского Музыкального Кадетского Корпуса. Детский музыкальный театр «ДОМИСОЛЬКА» исполнил знаменитую песенку на стихи С.В.Михалкова «Мы едем, едем, едем…» завершая официальную часть церемонии открытия памятника известному детскому поэту.

Памятник расположен в сквере на Поварской улице, рядом с домом где долгие годы жил поэт и напротив дома, где располагается Международное Сообщество Писательских Союзов, в котором он работал до последних дней своей жизни.

Инициатива создания в Москве памятника выдающемуся отечественному поэту, писателю, общественному деятелю Сергею Владимировичу Михалкову исходила от Российского Фонда Культуры и была включена в план мероприятий по празднованию 100 – летнего юбилея писателя в 2013 году.

Архитектор - член-корреспондент Российской Академии Художеств Сергей Александрович Шаров

Архитектор по реконструкции сквера - Александра Игоревна Воскресенская

Реконструкция и благоустройство сквера, проектирование и строительство памятника взяло на себя Правительство г. Москвы.

(р.12.03.1913, Москва)

Поэт, баснописец, сказочник, драматург, прозаик, публицист, киносценарист, переводчик. Из старинного дворянского рода Михалковых. Отец, Владимир Александрович,-птицевод. Мать, Ольга Михайловна, происходила из дворянского рода Глебовых.

Детство М. прошло в подмосковном имении Ольгино, где он получил начальное домашнее образование.

В двадцатые годы семья Михалковых переехала из Москвы в Пятигорск, где и прошло детство будущего писателя. Сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова были первыми любимыми книгами. Позже отец познакомил его со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного, которые оказали большое влияние на первые детские стихотворные опыты Сергея Михалкова.

Сочинением стихов Михалков увлекался еще в школе. Желая как-то помочь сыну и определить его будущее, отец послал стихи мальчика тогда еще молодому, но уже известному поэту А. Безыменскому, который отметил способности юного автора.

Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство.

Печататься Михалков начал с 14 лет. В 1928 году в журнале "На подъёме" (г. Ростов-на-Дону) появилось стихотворение "Дорога". В эти же годы он печатается в краевой газете "Терек". Молодого поэта зачисляют в актив при Терской ассоциации пролетарских писателей.

В 1930 году семнадцатилетний Михалков, окончив школу, приезжает в Москву. Отец одобрял его стремление стать писателем, но прежде всего хотел, чтобы сын получил хорошее образование. Когда он его напутствовал перед дорогой, то посоветовал хорошо учиться, работать над собой и попробовать вылечиться от заикания. Заиканием Михалков страдал с детства, но, как он сам говорил, никогда не стеснялся своего недостатка. Более того, он и сам иногда подшучивал над своим заиканием и так обыгрывал его, что ребятам и в голову не приходило смеяться над ним.

В Москве Михалков сразу же понял, что одним литературным творчеством не прокормишься, и брался за любую работу: был чернорабочим на Москворечной ткацко-отделочной фабрике, помощником топографа в геологоразведочной экспедиции в Казахстан и продолжал писать. Тогда он еще не собирался становиться детским писателем, но ему нравилось писать стихи и сказки для детей, причем это у него хорошо получалось.

К тому времени он был знаком со многими известными писателями и поэтами, и все они поддерживали его творчество: ведь писать детские стихи совсем не просто и получается это не у всех, даже самых знаменитых писателей. Однако, как вспоминает сам Михалков, решающее значение для его выбора имело то, что его стихи похвалил сам Маршак. После того как его стихи заметили и дружески поддержали Корней Чуковский и Алексей Толстой, редакция журнала "Пионер" сразу же безоговорочно зачислила его в свой актив, а редактор журнала Борис Ивантер командирует Сергея Михалкова в Ленинград.



В ту пору Маршак жил в Ленинграде. На суд Маршака он привез "Дядю Степу" Маршаку поэма понравилась.

С 1933 года стихи Михалкова стали печататься в "Правде", "Известиях", "Комсомольской правде", "Вечерней Москве". Оценка С. Я. Маршака решила судьбу молодого поэта, после чего он твердо решил продолжать писать для детей.

В 1935 году Михалков поступил в Литературный институт. В двадцать три года у Михалкова вышла первая книга "Стихи", и он был принят в Союз писателей. К этому времени многие его произведения вошли в учебники и хрестоматии. Дети наизусть знали его стихи" А что у вас?", "Фома", "Песенка друзей", «Про Фому» и другие, а дядя Степа стал любимым литературным героем.

Басни адресованы взрослым, а не детям, но это не означало, что Михалков изменил своим обычным читателям и перестал писать для детей. Напротив, он теперь пишет для них не только стихи - у него появляются сказки и пьесы.

Во время ВОВ Михалков пишет стихи, статьи, очерки, тексты листовое. В эти годы он созрел как поэт. Его стихи стали более острыми, гражданственными («Десятилетний человек», «Детский ботинок», поэма «Быль для детей»). Единство поэта с судьбой народа вдохновило Михалкова на слова, высеченные на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

В 1946 году Михалков пишет первую пьесу для детей "Смех и слезы", которую почти сразу же поставил Центральный детский театр. За ней последовало множество других произведений, самое популярное из которых - "Сомбреро" - даже было экранизировано. Любопытно, что Михалков попробовал себя в жанре детской кинофантастики, написав сценарий для фильмов "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной".

Первый же детский фильм по сценарию Михалкова - "Красный галстук " по мотивам одноименной пьесы - вышел в 1948 году. Но по настоящему популярным стал фильм режиссера А. Роу "Новые похождения кота в сапогах" по сценарию Михалкова, где классический сюжет был связан с современностью. Многие пьесы Михалкова, в том числе "Зайка Зазнайка", отличались простыми сюжетами и яркими образами, поэтому их ставили на сцене не только профессиональных, но и самодеятельных театров, разыгрывали в школьных драм. кружках. А сказка "Три поросенка" стала не только любимой книжкой малышей, по ней был снят также и мультфильм.

Для детей Сергей Михалков написал пьесы: "Коньки" (1938), "Особое задание" (1945), "Смех и слезы" (1945), "Красный галстук" (1946), "Я хочу домой!" (1949), "Зайка-Зазнайка" (1951), "Чужая роль" (1953), "Сомбреро" (1957), "Забытый блиндаж" (1962), "Первая тройка, или Год 2001"(1970), "Дорогой мальчик" (1973).

В семидесятые годы попробовал себя в приключенческом жанре и написал удачный сценарий фильма "Комитет двенадцати", который был снят на киностудии "Мосфильм".

За особые заслуги в развитии детской литературы Михалков награжден Почетным дипломом Международного жюри по присуждению премии имени Ханса Христиана Андерсена (1972) и медалью Алекса Веддинга, (1973, ГДР).

На протяжении многих лет Михалков также являлся главным редактором сатирического киножурнала "Фитиль", для которого написал множество сатирических сюжетов. Михалков был женат на Наталье Кончаловской, внучке известного художника В.Сурикова и дочери другого не менее известного художника П. Кончаловского. Они прожили долгую счастливую жизнь, оба их сына, Андрей и Никита, стали известными кинорежиссерами.

Первое большое произведение Сергея Михалкова - «Дядя Степа» - было радостно встречено и детьми, и взрослыми читателями, и критикой. Сразу, легко и весело, вошли в жизнь ребят образ дяди Степы и запоминавшиеся наизусть с первого чтения строки стихов, где так свое­образно реальное и будничное сочеталось с фантастиче­ским. Дядя Степа -

Из районных великанов

Самый главный великан -

ничем, кроме роста, не выделяется из среды окружающих его людей.

Сперва читатель узнает, что дяде Степе приходилось искать самые большие ботинки и он мог, сидя, книги брать со шкафа. В следующих строфах - от эпизода к эпизоду - рост дяди Степы выходит за пределы реаль­ного. Самые глубокие места в реке ему по колено, с тро­туара он достает рукой до чердака. Но - странно - по мере того, как рост дяди Степы становится все более фантастическим, его поступки приобретают все большую реальность и убедительность. Перед читателями - юноша, в поступках которого проявляются черты благородного и отважного советского человека. Он спасает тонущего маль­чика, предупреждает аварию поезда - всякий раз поль­зуется своим ростом, чтобы помочь товарищу.

Все любили дядю Степу,

Уважали дядю Степу.

Был он самым лучшим другом

Всех ребят со всех дворов.

Герой живет в реальном, а не в условно-воображаемом мире. Сам дядя Степа - это воплощение ребяческой мечты. Старшие кажутся малышам великанами. Старшие сильны и могущественны. Ребенок не сомневается, что старшие могут сделать все, что им только заблагорассудится. И вот является дядя Степа - сильный, веселый, отзывчивый великан. И поступает он именно так, как рисовалось ребенку в самых пылких мечтах, выручает людей из беды, останавливает целые поезда, борется со стихией огня и в тоже время с полной увлеченностью придается мальчишеским затеям.

В дяде Степе привлекает ребенка и непосредственность, и веселая причуда. А если так, можно безбоязненно сказать, что даже и такая как бы вскользь оброненная назидательная сентенция:

Чистить зубы дядя Степа

Никогда не забывал.

Для ребенка очень заманчивы черты портрета дяди Степы - его недюжинная сила и огромный рост оказываются в комическом несоответствии с привычными житейскими представлениями. Все дяде Степе не по плечу, не по росту, не по мерке:

Он разыскивал на рынке

Величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны

Небывалой ширины.

Купит с горем пополам

Повернется к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам!

Герой этой комической повести оказывается вовсе не комичным. Он так привлекателен, что, едва появившись, стал другом читателей. Все приключения дяди Степы связаны с простым и радостным миром интересов совет­ских ребят, и потому особенно близок им его образ. Мы встречаем дядю Степу на стадионе, в тире, в кино, на карнавале -

И того, кто ростом мал,

На параде поднимал,

Потому что все должны

Видеть армию страны.

Он идет служить на флот, становится защитником ро­дины -

И теперь горды ребята -

Пионеры, октябрята, -

Что знакомы с краснофлотцем,

С настоящим моряком.

Он домой идет с Арбата.

Как живешь? - кричат ребята.

И теперь зовут ребята

Дядю Степу «Маяком».

А прежнее его прозвище - «Каланча». В этом измене­нии прозвища с насмешливого на уважительное весело, без нажима, но очень ясно показано движение образа, дана биография героя, который постепенно завоевывает любовь своих знакомых, а вместе с ними и читателей повести. Его поступки просты, но очень привлекательны.

С неистощимой изобретательностью Михалков отыскивает все новые и новые очень неожиданные и очень наглядные примеры, подчеркивающие рост дяди Степы:

Вы в танкисты не годитесь:

В танке вы не поместитесь!

Для таких, как вы, людей

Не бывает лошадей и т.д.

В кино ему говорят: "Сядьте на пол". Очень развлекает детей то, что стоит дяде Степе поднять руку, и он будет казаться семафором. А что было бы, если бы он не поднял руку? Крушение.

Комическую гиперболу, как основу сюжета и способ са­тирической характеристики отрицательного героя, исполь­зовал Маяковский в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». Михалков пошел по этому же пути в некоторых своих стихотворениях, например в «Фоме». Своеобразие «Дяди Степы» в том, что здесь коми­ческая гипербола, которая тоже, как у Маяковского, орга­низует сюжет и связывает отдельные эпизоды произве­дения, использована для создания образа положительного героя.

Строфы, посвященные тому, как дядя Степа спас уто­пающего, предотвратил крушение поезда, заставляют вспомнить написанный позже «Рассказ о неизвестном ге­рое» Маршака. В обоих произведениях спасение человека (у Михалкова - из воды, у Маршака - из огня) показано не как исключительный поступок, а как норма поведения советского человека. В повести Маршака исключитель­ными, присущими именно этому случаю оказываются только детали события и поступка - сложность, затруд­ненность спасения, требующая и отваги и большой физической сноровки. У Михалкова исключительны тоже детали, но как раз противоположные: легкость спасения, обусловленная ростом дяди Степы. Обыкновенность герои­ческого поступка для советского юноши Маршак подчер­кивает тем, что героя невозможно разыскать - он похож на многих. Герой же Михалкова очень индивидуализиро­ван и приметен, а обыкновенность его героических поступ­ков передана тем, что они поставлены в ряд с незначи­тельными, большей частью комическими происшествиями.

Очень важная для детской литературы того времени поэтическая задача - в образе привлекательного для чи­тателей героя показать готовность к подвигу как типиче­скую, обыкновенную черту молодежи - решена двумя поэтами не только различными, но прямо противо­положными художественными средствами. У Маршака - героическая баллада об отважном поступке неприметного юноши, а у Михалкова - комический рассказ об очень приметном юноше, который совершает мужественные по­ступки наряду и словно бы наравне с обыкновенными и забавными.

Дядя Степа добрый, отзывчивый. Он не только предотвратил крушение поезда - он и спасал голубей из горящего дома, и «того, кто ростом мал, на параде поднимал», и «снимал ребятам змея с те­леграфных проводов».

Детям не только нужно все, что дядя Степа делает для них, но близко, интересно то, что он делает для себя. Он прыгает с парашютом, идет на парад, стреляет в тире, приходит на стадион, катается на верблюде и, наконец, поступает на флот.

Михалков с замечательной точностью, приметливостью определил круг ребячьих (главным образом мальчише­ских) интересов и сумел приключения дяди Степы обыграть так, что с каждым эпизодом все полнее и привлека­тельнее вырисовывается облик героя.

Острая сюжетность, комическая гиперболизация жиз­ненных явлений, создание своего рода реалистической фантастики - особенности поэтического почерка, которые получили развитие и в других стихах Михалкова.

Незаметно в сознании читателей входит понимание единства житейского и героического, простоты и величия. "Он стоит и говорит: "Здесь дождями путь размыт". Возможность катастрофы возникает в сознании ребенка лишь мимолетно. Главное другое: "Я нарочно поднял руку - показать, что путь закрыт". В этой комической ситуации полностью и в то же время неназойливо проявляется благородство характера. Он спасает людей. Во время войны Сергей Михалков был на фронте.

Про своего моряка дядю Степу поэт дописал продолжение о том, как тот плавал на линкоре "Марат" и "ранен был немножко, защищая Ленинград". Но вот война кончилась - появились новые стихи. Назывались они "Дядя Степа - милиционер" (1954). Старый знакомый ребят стоит на посту около высокого дома на площади Восстания. "Главного районного великана" из стихов Михалкова любят за то, что он помогает и детям и взрослым. Он одного малыша посадил на плечи, чтобы тот увидел на параде "армию страны", другого покатал, третьему снял бумажного змея с телеграфных проводов, а тонущего школьника спас без особых усилий, и не только потому, что дяде Степе по колено все глубокие места, но потому, что он парень действительно героический. Для хулиганов он - гроза. И репортеры из заморских газет, как только узнали, что у чемпиона Егора отец - милицейский старшина:

По-английски извинились

И, закрыв магнитофон,

Быстро выбежали вон.

"Дядя Степа" - эта поэма была написана быстро, что называется "единым духом", но потом от издания к изданию росла, обогащаясь внутренне. Так что если приняться за перечисление всех исправлений и дополнений, внесенных автором, а их наберется немало, - то окажется, что Михалков работал над ней довольно долго. Одну из самых последних корректив в поэму внесла война, призвав дядю Степу на фронт.

Естественно и органично вошли в нее еще несколько новых строк про то, что долгое время от дяди Степы не было известий, а потом вдруг приехал на побывку домой бравый моряк-фронтовик и пригласил к себе в гости всех знакомых ребят послушать "сто историй про войну и про бомбежку", и еще про то, как он "ранен был немножко, защищая Ленинград". У этой маленькой поэмы есть свой глубокий подтекст, тот отчетливый второй план, который, собственно, и сделал ее такой просторной, емкой. Привлекательны дяди Степин рост и сила, но они становятся вдвойне привлекательней от того, что хорошо служат людям.

Заключительные строки поэмы:

И теперь горды ребята -

Пионеры, октябрята,

Что знакомы с дядей Степой,

Настоящим моряком.

Он домой идет с Арбата

"Как живешь?" - кричат ребята.

И зовут теперь ребята

Дядю Степу "Маяком".

И столь почетное прозвище "Маяк" надо ведь заслужить. Это прозвище дядя Степа действительно заслужил.

В свое время Маяковский писал книгу «Про моря и про маяк» для детей:

Кличет книжечка моя:

Дети будьте как маяк!

Всем, кто ночью плыть не могут,

Освещай огнем дорогу.

Михалков обращается к ребятам с тем же кличем: быть как маяк, как друг их дядя Степа, потому что добрый этот гигант и впрямь точно маяк освещает малышам дорогу.

Первые его произведения появились в годы, когда в нашей детской поэзии 6ыли редки веселые стихи. Тут дело не только в гонении на «забавное», которым занима­лись одно время педологи. Были причины и органичные: прежние веселые стихи, лишенные ясной идейной и вос­питательной направленности, уже не могли занять веду­щего места в поэзии, перед которой работа Маяковского, Маршака открыла новые и очень обширные перспективы. Их опыт поэтической беседы с детьми о современности, о моральных проблемах, о труде оказался удачным. Рас­ширились пределы воспитательного влияния поэтов на детей. Прежние достижения уже казались иной раз недо­статочными, мелкими с тех пор, как обнаружилось, что стихи, написанные для детей, могут нести большую идей­ную нагрузку.

Но и веселые стихи ведь могут быть не только весе­лыми. Поэты искали новых форм, в которых забавное органично сочеталось бы с воспитательно важным.

Михалков сумел в забавных стихах, без малейшей вульгаризации, дать облик советского человека. Но, поставив тем самым веселые стихи на службу новым, широким задачам детской литературы, Михалков не ограничил свою работу одним жанром.

В первые же годы работы он создал произведения очень разные и по темам и по характеру поэтической раз­работки.

Важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэт высмеивает хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Авторская оценка совершенно определенна, и даже декларируется напрямую, но это не лишает стихотворения естественности.

Высмеивание распространенных недостатков характера и поведения нашло отражение в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.).

М. создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными.

Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, кот. не утратило с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. используя традиционный для сатирического жанра прием гиперболы, поэт высмеял зазнайку, считающего вопреки фактам, наперекор здравым и разумным суждениям свои мысли единственно правильными и непреложными.

Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совершенно очевидное, даже факт собственного существования. Попав в пасть крокодила герой до конца не желает признавать чьего-либо мнения, кроме собственного:

Из пасти у зверя

Торчит голова.

До берега

Ветер доносит слова:

Я не ве…-

Аллигатор вздохнул

И, сытый, в зеленую воду нырнул.

Отсекая окончания слов, подставленных под рифму, М. хорошо передает упорство неисправимого упрямца, которым уже «поперхнулся» крокодил.

Гиперболическое заострение ситуации в кульминационной сцене стих-я разрешается комическим снижением интонации в финале. Казалось бы, пережив и во сне, страшный урок, герой должен исправиться, но не тут-то было:

Фома удивлен,

Фома возмущен:

Неправда, товарищи,

Это не сон!

При всей комичности поведения Фомы поэт с явной симпатией относится к своему юному самоуверенному герою. Понимание детской психологии, любовь к сетям с их достоинствами и недостатками в основании такого отношения.

Прием гротеска применен М. и в стих-и про «Мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженного, избалованного, искалеченного излишней неразумной родительской опекой мальчика:

Он растет, боясь мороза,

У папы с мамой на виду,

Как растение мимоза

В ботаническом саду.

Стих-е звучит несколько более жестко, т.к. обращено в такой же степени к взрослым и к детям. Объектом сатиры становится приобретенный недостаток-изнеженность, неспособность к практической жизни.

Юмор веселых стих-й определяется не только комедийными ситуациями и характерами, но и своеобразием лексики, строем стиха.

В качестве юмористического приема М. часто применяет воспроизведение специфического детского образа мысли и склада речи, например, в стихотво­рении «А что у вас?». В первых строфах стихотворения нет и намека на то, что немного дурашливая, игровая болтовня ребятишек приведет к важному разговору. Затеяна игра просто пото­му, что «дело было вечером, делать было нечего». Разговор сначала течет неторопливо и бесцельно, детская неустойчивая мысль перескакивает с предмета на предмет.

А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Мы купили синий-синий,

Презеленый красный шар.

Игровая форма стихотворения, его скрытая дидактика, естественность и непринужденность беседы - все это хо­рошие находки детского поэта. Но юмор, построенный на внешней нелогичности ребячьей речи («А у нас сегодня кошка родила вчера котят», «Нам купили синий-синий, презеленый красный шар», «Грузовик привез дрова - это два. А, в-четвертых...»), хотя и очень забавен, пожалуй, больше рассчитан на взрослых. Недаром стихотворение с большим успехом читала во взрослых аудиториях испол­нительница детских рассказов Рина Зеленая. Малышей такие логические ошибки редко смешат - они принимают всерьез «презеленый красный шар»: ведь им понятно, что иначе не выразишь сложную эмоцию, рожденную «буке­том» шаров у продавца и трудностью выбора одного из них.

Ребята по кругу обмениваются сегодняшними новостями, не очень значительными. И затихла бы, вероятно, беседа, если бы не похвасталась девочка:

А, в-четвертых, наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

Это всех задело. И вот в разговоре появляется ведущая тема-разгорается спор, чья мама важнее, лучше. Ребята наперебой защищают рабочее достоинство своей мамы - инженера, повара, вагоново­жатого, доктора, милиционера, учительницы. Они ничем не хуже пилота.

И спросила Нина тихо:

Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот.

Обычное для малышей стремление похвастаться своими родителями, показать, что они лучше или во всяком слу­чае ничуть не хуже родителей соседа, принимает совре­менную, характерную для советского общества форму. Дети очень чутки к интересам, тональности среды, в кото­рой они растут, и, может быть, не сознают, но чувствуют, что самое важное и убедительное доказательство высоких достоинств мамы - ее работа.

И еще одна черта - проявление доброго товарищества детей: реплика Вовы, который говорит не о своей маме, а выступает в защиту всех ребят, может быть, немного подавленных величием мамы-пилота:

Мама-летчик?

Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер.

А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры.

А у Левы мама - повар.

Мама - летчик?

Что ж такого!

И в конечном счете именно эта реплика Вовы приво­дит к примиряющему выводу:

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

Так неназойлива М. дает детям представление о разнообразных делах, кот. заняты мтери.

В том же году, что «Дядю Степу», «А что у вас?», - первом году работы Михалкова для детей - он пишет стихотворения и совсем в другой тональности.

Словно свежий ветер несет строки «Веселого туриста», стихотворения, написанного широко, свободно, богатого мыслями и эмоциями.

Образ четырнадцатилетнего туриста без всякой пате­тики, пафоса или умиления, благодаря отлично найденным художественным средствам, вырастает в символ отважной, любознательной и веселой юности.

Очень просты слова, фразы, образы, очень лаконична характеристика героя. «Он встретить в пути не боялся ни змей, ни быков, ни собак», «Он шел без ружья и без пал­ки», «Он пел, и веселая песня ему помогала идти». Эта задорная отвага - выражение не только мальчишеской беззаботности, но и внутренней силы:

Он шел по тропам и дорогам,

Волков и медведей встречал,

Но зверь человека не трогал,

А издали только рычал.

Веселый турист неприхотлив, и не страшны ему стихии:

И туча над ним вместо крыши,

А вместо будильника - гром.

Ему близка, интересна родная природа:

Он слышал и зверя и птицу,

В колючие лазил кусты.

Он трогал руками пшеницу,

Чудесные нюхал цветы.

Его любознательность серьезна:

И все, что он видел и слышал,

В тетрадку записывал он.

Вот, в сущности, все, что сказано о юноше. Но его образ формируют в воображении читателя не только эти черты, но и то, что «летали кукушки да галки над самой его головой»,

И даже быки-забияки

Мычали по-дружески: «М-му!»,

И даже цепные собаки

Виляли хвостами ему.

Внутренняя сила юноши пугает зверя, который «из­дали только рычал». Но она и покоряет животных, потому что это добрая сила. Только животных? Нет, это все лишь подготовка внезапного, как взрыв, события: такой про­стой, такой реалистичный каждой деталью рассказ вдруг оборачивается сказкой-символом, Гаммельнским крысоло­вом, который своей дудкой привлекает и ведет в не­ведомое детей, - но добрым крысоловом, увлекающим и детей и взрослых вперед, к прекрасному будущему.

И окна в домах открывали,

Услышав - он мимо идет,

И люди ему подпевали

В квартирах, садах, у ворот.

И весело хлопали дверью

И вдруг покидали свой дом.

И самые хищные звери

Им были в пути нипочем.

Шли люди, и было их много,

И не было людям числа.

За ними по разным дорогам

Короткая песенка шла...

Нельзя было удержаться от большой цитаты - так вы­разительны и неожиданны эти строки. Но вот что приме­чательно: внезапность перехода от рассказа о простой про­гулке к лирической сказке никак внешне не подчеркнута. Тем же ритмом, в той же тональности, в том же круге образов льется повествование. И это впечатляет больше, чем самое резкое изменение строя поэтического рассказа- изменение, которого, казалось бы, тут можно было ждать. Реальность и сказка сливаются в единый поток - про­гулка обретает черты сказочности, сказка утверждается как реальность, как лирическое изображение грядущего жизненного пути веселой и отважной нашей молодежи.

Может быть, самое удивительное в первых стихотворе­ниях Михалкова то, что их с таким законченным, зрелым мастерством создал «начинающий» поэт, и притом в очень широком диапазоне жанров.

Одинаково хорошо удавались Михалкову с первых шагов его поэтического пути и безобидный юмор, и едкая сатира, и балладно-песенный «Веселый турист», и тонкое, своеобразное сочетание сказки с реалистическим расска­зом, и - это, пожалуй, самое важное - портреты совре­менников, положительных героев нашего времени.

В том же изумительно плодотворном для поэта 1935 году он пишет «Светлану», колыбельную, снова меняя характер поэтической беседы с читателем.

Элегически мягкий, как бы приглушенный пейзаж - не вообще пейзаж, а русский, с березой и рожью - плавно переходит в широкую картину мира:

Где-то плещут океаны,

Спят медузы на волне.

В зоопарке пеликаны

Видят Африку во сне.

Черепаха рядом дремлет,

Слон стоит, закрыв глаза.

Снятся им родные земли

И над землями гроза.

Так же мягки, неторопливы и как будто спокойны строфы. Но - «над землями гроза». Словно отдаленная тревога, словно отзвук событий, которые гудят в теле­графных проводах мира, входит с этой строкой в стихо­творение. Не забудем: 1935 год - время первых фаши­стских угроз!

Да, мы не ошиблись - именно об этой грозе думает поэт. Взглянув на мир, он возвращается мыслью на ро­дину, к ее далекой границе.

Сонно на реке Амуре

Шевельнулись камыши,

Тонкие качнулись травы,

Лес как вкопанный стоит...

Еще все спокойно. Но, пожалуй, это предгрозовая тишь. Качнулись травы, лес как вкопанный стоит... Смутно чувствуется тут настороженность. И снова мы не

ошиблись:

У далекой

У заставы

Часовой в лесу не спит.

Он стоит,

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

Переходят облака.

На зверей они похожи,

Только их нельзя поймать...

Образ часового, охраняющего сон Светланы, - штрих, который оформляет стихотворение, раскрывает его внут­ренний смысл. Появление этого образа подготовлено гро­зой над дальними землями, предгрозовой тишью у наших рубежей.

Оказывается, это характерно для Михалкова - умение, сохраняя единство поэтического повествования, его стиль, тональность, внешне неприметно, а внутренне резко по­вернуть тему, придать ей значительность, которую нельзя угадать по первым строкам. И это в самых разных жан­рах - ив балладе о веселом туристе, и в написанном как будто только для забавы стихотворении «А что у вас?», и в лирической колыбельной. «Нейтральный» поэтический рассказ оказывается подготовкой к выраженной в той же системе образов, что и начальные строфы, современной идее, политически или морально воспитывающей читателя. Образ часового входит в «Светлану» суровым предупреждением о грядущих испытаниях, как образ могучего бронепоезда в лирический рассказ Гайдара «Чук и Гек» о счастливой ребячьей жизни.

«Грозно торчали из башен укутанные брезентом ору­дия. Красноармейцы весело топали, смеялись и, хлопая варежками, отогревали руки. Но один человек в кожанке стоял возле бронепоезда молчалив и задумчив. И Чук с Геком решили, что это, конечно, командир, который стоит и ожидает, не придет ли приказ от Ворошилова открыть против кого-нибудь бой».

Все ближе гроза - поэт, живущий интересами своей страны, чувствует, как повышается давление политиче­ской атмосферы, и он говорит со своими читателями, с детьми, о том, что волнует его самого.

Это стало возможным, потому что прошло время, когда писатели говорили с детьми снисходительно, свысока, как с несмышленышами или как с недоразвитыми взрослыми.

Сегодня Сергей Михалков возглавляет Международное сообщество писательских союзов, крупнейшую писательскую организацию страны, издает книги, пишет стихи. Вслед за Корнеем Чуковским и Маршаком - создатель советской детской литературы.

Божий дар детского писателя органически соединяется в творчестве Михалкова с даром сатирика, талантом баснописца, продолжателя традиций «дедушки Крылова» в современной отечественной литературе.

Сергей Владимирович Михалков вместе с Леонидом Соболевым стоял у истоков Союза писателей России. После Леонида Соболева именно Сергей Михалков стал председателем правления Союза писателей России и сформировал его как ведущую писательскую организацию в стране.

Михалков возглавляет Международное сообщество писательских союзов, в котором помимо Союза писателей России входят союзы писателей и писательские организации большинства стран СНГ.

В среду в Москве открылся памятник знаменитому советскому поэту, автору слов гимнов СССР и современной России, Сергею Михалкову. Монумент, автором которого является скульптор Александр Рукавишников, открыт на Поварской улице, где долгие годы жил поэт. В церемонии участвовали президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин, передает ИТАР-ТАСС.

Открывая памятник, Путин назвал Михалкова-старшего "ярким, замечательным человеком, истинным преданным патриотом нашей великой Родины", отметив, что поэт, автор двух гимнов страны, главным делом своей жизни всегда считал служение Отечеству.

"Произведения Сергея Михалкова актуальны во все времена, и это при том, что ему в особой степени было присуще чувство современности, он неизменно был на острие эпохи. В его творчестве гармонично соединяется настоящее и будущее, и этот факт останется секретом, отличительной чертой его творчества", - заметил Путин.

-

Говоря о месте, в котором открыт памятник, президент назвал символичным то, что это простой московский дворик. Также символично и то, что монумент писателю открывается в преддверии международного Дня защиты детей, для которых Сергей Михалков "по-прежнему остается другом, наставником и учителем". "Это и есть истинное, непреходящее признание юных читателей", - подчеркнул Путин.

Поэт изображен сидящим на скамейке, правой рукой опираясь на свою знаменитую трость, а левой - на спинку скамьи. Сама скамья установлена на гранитном постаменте. Рядом с памятником бронзовая скульптура маленькой девочки, которая смотрит на писателя и держит в руках цветы.

На создание памятника ушло около полутора лет. Об идее увековечить память отца Путину рассказал младший сын поэта Никита Михалков, когда в феврале прошлого года все многочисленное семейство вместе с президентом отмечало вековой юбилей Сергея Михалкова. Тогда Никита Михалков поделился деталями проекта - установить памятник рядом с домом на Поварской улице, где практически всю жизнь прожил Михалков-старший, чтобы "в скверике на скамеечке он сидел". Путину предложение понравилось, и он пообещал заручиться поддержкой московских властей.

Автор текстов двух государственных гимнов (советского и российского), "Дяди Степы", "Песенки друзей", патриарх самой известной в России творческой династии и просто "из районных великанов самый главный великан" родился 13 февраля 1913 года и скончался в августе 2009 года.

Путин считает Сергея Михалкова "человеком во всех отношениях выдающимся". "Он не просто написал два гимна, он был драматургом, писателем, поэтом, воевал под Сталинградом", - говорил президент. По его мнению, Сергей Михалков - "это целая эпоха и жизнь страны".

Сергей Михалков - неоднозначная фигура в советской литературе и истории

Сергей Михалков, классик детской литературы, поэт, драматург, автор гимнов СССР и РФ, был самым старшим в огромной творческой семье. В браке с Натальей Кончаловской, внучкой Василия Сурикова и дочерью Петра Кончаловского, у него родились Андрей Кончаловский и Никита Михалков, ныне известнейшие режиссеры. А их дети, со своей стороны, продолжили артистическую династию - сын Андрея Кончаловского Егор также стал режиссером, а дети Никиты Михалкова - Анна, Надежда, Степан и Артем - играют в кино и занимаются ресторанным бизнесом и продюсированием.

Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как "Дядя Степа", "Праздник непослушания", "А что у вас?", неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как "Михалковский театр".

Сергей Михалков - кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, четырех Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР. В прошлом году был удостоен высшей награды страны - ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

А уже в нынешнем году имя Cергея Михалкова было названо среди соискателей премии Астрид Линдгрен, учрежденной правительством Швеции после смерти выдающейся детской писательницы в январе 2002 года.

Сам он серьезнейшим образом относился к творчеству для детей и радовался, что его первым читателям уже под 70 лет. В числе же своих любимых детских писателей называл Маршака, у которого учился, и Агнию Барто, которая покровительствовала ему всю жизнь. Восхищался Ильфом и Петровым.

Вместе с тем многие серьезные литературоведы считали его творчество вторичным, говорили о стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Так, например, многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма. Например, пьеса "Балалайкин и компания" (по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина), пьеса "Том Кенти" (по мотивам "Принца и нищего") и другие. Хотя и считалось, что Михалков - признанный сатирик, но его произведениям в этом направлении не хватало настоящей остроты и обличения. Кроме того, нельзя забывать и о том, что некоторые его сатирические произведения были направлены против очень достойных и талантливых людей в угоду власти.

Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.

Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нем:

"Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. [...] То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный "дядя Степа", никогда не упускающий случая напомнить о себе". (Тендряков Вл. На блаженном острове коммунизма. Новый мир, 1988, N 9, с. 31.)

Когда началась кампания против романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго", Михалков откликнулся басней про "некий злак, который звался Пастернак".

В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов (Синявский, Солженицын, Пастернак), Михалков также принял участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение Солженицыну Нобелевской премии (1970) Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы.

Хочется отметить, что в эти дни многие издания весьма пренебрежительно высказались об этих фактах биографии Сергея Михалкова ("Недруги часто упрекали его в умении всегда приходиться ко двору, припоминая Пастернака и Солженицына" - ТРК "Петербург-Пятый канал"), что не делает честь культурному уровню авторов этих текстов.

Владимир Буковский, известный советский диссидент, сын писателя и журналиста Константина Буковского, отзывается о Сергее Михалкове как о ярком примере безграничного цинизма и лицемерия:

"К примеру, когда моего отца склоняли из-за меня на партсобраниях Союза писателей, больше всех витийствовал Михалков, типа "в рядах партии не место таким, как Константин Буковский, воспитавший врага народа!". После собрания он, однако, подбегал к отцу и спрашивал: "Ну что, как там твой?" Или потом, когда Союз развалился, он - член ЦК КПСС - одним из первых заговорил о своем "дворянстве".

При всем этом сам Михалков искренне считал свою позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках. Так, например, он был убежден, что кампания осуждения диссидентов в 1960-1970-х была оправдана тем, что они нарушали советские законы того времени, публикуя свои произведения на русском языке за границей СССР, то есть в неподконтрольной советским писательским и партийным организациям прессе: "Да, я осуждал Пастернака за то, что "Доктор Живаго" был издан за границей на русском языке. И сейчас в этом не раскаиваюсь: он действительно нарушил закон. Но всегда считал его выдающимся русским поэтом".

Коллеги по писательскому цеху за глаза прозвали Михалкова "Гимнюк" и "Дядя Степа". При этом известна история, когда, услышав в Центральном Доме литераторов за спиной "Гимнюк пошел", он подошел к шептавшему и заявил ему: "Гимнюк, не гимнюк, а заиграет - встанешь".

Михалков и его семья стали объектом острых эпиграмм и анекдотов. Одна из наиболее известных принадлежит перу талантливого актера Валентина Гафта:

Россия! Чуешь этот странный зуд?!
Три Михалкова по тебе ползут!

Напомним также слова Каверина:

"У меня нет никакого желания грязнить эти страницы изображением литератора, сказавшего мне после смерти Сталина с искренней горечью и даже почти не заикаясь: "Двадцать лет работы - собаке под хвост!" Скажу только, что он живое воплощение язвы продажности, разъедавшей и разъедающей нашу литературу..." (В. Каверин. Эпилог. "Нева". 1989, N8, сс. 86-87.)

Сегодня это стало прозываться "государственичеством", и в чертах покойного, как известно, травившего Ахматову и Зощенко, Бориса Пастернака "не сквозь зубы, не вынужденно, а с аппетитом, со смаком" (Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой. 1952-1962. Том второй. М., 1997, стр. 327), Андрей Дементьев усматривает "человека уровня людей эпохи Возрождения", а Александр Проханов - "русского и советского аристократа".

А ведь именно Сергею Михалкову мы должны быть благодарны за рождение таких предсмертно бессмертных строк Бориса Пастернака:

"Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет...
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра".

Публикации по теме