Почему дети медленно читают? Скорочтение. Причины медленного чтения: артикуляция, регрессия, малое поле зрения Научиться читать медленное чтение

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ.

По данным исследования почти 30% младших школьников характеризуется медленным темпом чтения. Этот недостаток снижает эффективность учебной деятельности в целом. Для эффективного преодоления этого недостатка учителю прежде всего необходимо хорошо понимать, что медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами. Оказать ученику действенную помощь учитель сможет только тогда, когда в каждом конкретном случае сумеет найти и устранить причину, затрудняющую процесс чтения. Эта задача психодиагностического характера, стоящая перед учителем, непростая, так как психологических причин медленного темпа чтения у школьников достаточно много.

Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, побуквенным или слоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием слов и др.

Укажем на 3 группы таких причин. Первая – связана с недостатками в развитии познавательных процессов учащихся. Так, медленный темп при чтении может быть обусловлен затруднениями в осуществлении мыслительной операции синтеза звуко - буквенных элементов (отдельных звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложение); несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами (одной или несколькими) и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обусловливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ученика: он не может «схватить» целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором «забежать» вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь таким образом к последующей артикуляции. Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учащихся, в частности проявляющихся в затруднениях в артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, « смешиваются» , что приводит к непониманию. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.

Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов. Помимо указанных причин затруднения при чтении могут быть вызваны и другими, порой весьма неожиданными обстоятельствами.Нам встретились 2 ученика начальных классов, низкая скорость чтения у одного из которых была связана с трудностями в прочитывании печатного текста, в то время как текст, написанный письменными буквами, прочитывался им достаточно быстро и легко. У другого ученика это было связано, с наследственными особенностями функциональной организации мозга, а именно с высоким уровнем развития правого полушария, в результате чего в процессе чтения ученик ярко представлял себе читаемое в зрительных образах, мысленно «рисовал» его содержание. И хотя сам по себе двигательный навык чтения у него был достаточно хорошо сформирован, попытка немного увеличить скорость чтения приводила к затруднениям процесса «рисования» и, следовательно, к ухудшению понимания прочитанного.

Как видим, существует целый ряд психологических причин, отрицательно влияющих на скоростные характеристики двигательного навыка чтения. Приведу некоторые коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обусловливающих медленный темп чтения.

Задания на синтез звуко – буквенных элементов.

« СЛОЖИ СЛОВА». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая- на другой (например: пе-тух, сапо-ги, тет-радь). Слева кладут карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец, иногда просят подобрать похожие по написанию слова (например, моло-ко, моло-ток, моло-дец, по-года, по-беда, по-суда).

«СИНТЕЗ звуковых элементов». Ученику произносят отдельные звуки (с), (а) и предлагают сказать, какой слог получился. Материалом ля заданий являются прямые слоги (СА, ну), обратные слоги (ап, ом), закрытые слоги (сас, лам), слоги с стечением согласных (ста, сто). В более сложном варианте произносятся отдельные звуки, например (с), (у), (м), (к), (а), и нужно сказать, какое слово получилось.

«Упреждающий синтез». Прогнозирование слова на основе восприятия его отдельных элементов: ученик должен определить недостающий слог в слове.

«Словесные горки». Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее – из 15-16. Чем ниже ученик будет спускаться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова?

«Чтение пунктирно начитанных слов». Детям выдаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых из частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность прочтения. Задание ученику: «Слова разрушились, но их надо прочитать». Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

Задания на упрочение ассоциативных связей между буквой и звуком.

« Поиск заданной буквы». Ученик должен в течение 30 с. найти в тексте заданную букву. Отыскав, он её подчёркивает или обводит кружком. Ошибки ученика (пропуск буквы, подчёркивание другой буквы) анализируется. Затем даётся аналогичное задание на отыскание другой буквы.

«Мягкие буквы». Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

Задания на развитие зрительного анализа.

«Найди слова». Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, машина – малина, Маша – Миша, Тоня – Толя, стойка - стайка и др.

«Прочитай быстро» (для развития целостности и дифференцированности восприятия). Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий – ближний, дедушка – девушка, редкий –резкий, пуховой – пушной, соседний – соседский.

Задания на увеличение объёма восприятия.

«Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Чистый лист накладывается на текст так. Чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

«Словесные столбики». Учитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из 4 букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научится читать слова, состоящие из 10 букв. Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6), ботинки, корзина (7), карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9); скворечник, количество (10).

«Мгновенное восприятие слов и словосочетаний». Для расширения «поля чтения» ученик должен мгновенно охватить глазами столько слов. Сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.

Задания для улучшения артикуляции.

«Произнеси быстро». Даётся предложение или строфа стихотворения и просят 10 раз подряд произнести её вслух – без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень чётко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования. «Произнеси гласные звуки». Ученикам нужно произнести гласные звуки, например (и – э), (и – о), (Э –о), (э –у), (э –и), в различных темпах, повышая и понижая голос.

«Отчётливо произнесём». Дети должны отчётливо произнести согласные, которые часто слабо дифференцируются (ш – с), (ж – с), (р – л), (с – З), и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс – мышь, нож - - нос, жарко – жалко).

Эти коррекционно-развивающие упражнения рекомендуется проводить со всеми медленно читающими учениками. Однако особого внимания и тщательной отработки требуют те задания, которые учениками выполняются с затруднениями.


Класс:

#}

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать". Д. Дидро

Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Навыки чтения- это основа учения. Без них нельзя усвоить ни "физики ни лирики". Ученик, плохо читающий, будет всегда отставать от класса в освоении учебных предметов - это кандидат в неуспевающие. А отсюда и психологические проблемы, потому что чтение не только учит, но и воспитывает.

Чтение- это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Чтение активизирует работу мозга, является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения (от начальной школы до высшей).

Основными причинами медленного чтения являются:

Неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;

Плохое развитие артикуляционного аппарата;

Регрессии при чтении (возврат к уже прочитанному слову) - результат неправильного начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя: "Понял или нет";

Низкий уровень концентрации внимания и памяти (пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);

Малый объём оперативного зрения (периферийное зрение, угол зрения -не видит всё слово, а только слоги или буквы);

Отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно;

Привычка узнавать слова только после прочтения вслух;

Плохая наследственность (если во время беременности мать курит и т.д.);

Темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);

Скудный словарный запас;

Плохо организованное домашнее чтение (пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение);

Отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели;

Уменьшение объёма письменных работ, особенно списывание текстов, печатание в первом классе, письмо по памяти т.д.;

Синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности (ребёнок неусидчив, легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём-то, начинает новое дело, не закончив старое, постоянно совершает какие-то действия, поёживается, не может ждать своей очереди.

Если работает в группе, часто перебивает, не дослушивает до конца. Во время игр всегда шумит, много говорит, речь его импульсивна. Легко втягивается в физически опасные действия, склонен к бездумному риску, регулярно теряет вещи, которые нужны для учёбы.

Чем медленнее ребёнок читает, тем медленнее работает головной мозг. Учёный - педагог Н.А. Зайцев считает, что чтение в темпе 120-150 слов в минуту помогает лучше понять и запомнить прочитанное. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту учатся на "5" , 120 слов - на "4", а те, кто читает медленнее будут учиться посредственно, т.к. с каждым классом увеличивается объём литературы, который надо прочитать. При работе с плохо читающими учениками нужно обратить внимание на решение промежуточных задач: увеличения объёма слуховых и зрительных восприятий, угла зрения, выработки навыка антиципации, формирования устойчивости внимания предупреждения регрессий при чтении, пополнение словарного запаса.

Способы и приёмы обучения быстрому чтению.

1. Правильное начальное обучение чтению, не по буквам, а слогами и словами (можно использовать кубики Н.А. Зайцева, делая правильный звуко-буквенный анализ читаемых слов).

2. Чтение слоговых блоков с постепенным наращиванием количества букв, чтение "абракадабры", игра в "чепуху", когда из карточек - слогов составляются смешные слова.

3. Развитие артикуляционного аппарата.

Работа со скороговорками и чистоговорками. Скороговорки помогают исправить многие дефекты речи, если эта работа проводится в системе. Ученые доказали, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (Вспомним, как бабушки учили маленьких внуков, водя по ладошечке "Сорока - ворона кашу варила:", не подозревая, что таким образом происходит взаимодействие первой и второй сигнальных систем, развиваюсят речевые центры мозга малыша).

Скороговорки можно проговаривать под отстукивание ритма ладошами, сжиманием и разжиманием пальцев в кулак, играя в "ладушки" , в паре, перебирая пальчики под убыстряющееся проговаривание скороговорки, бросая мячи, постукивая карандашом, в темпе " японской машинки": хлопок в ладоши, затем хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки, а затем левой руки.

4. Развитие дыхания. Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. (сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи, фырканье, проговаривание детских песенок и потешек и т. д.)

5. Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.

6. Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов и конспектирование учебников.

Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.

7. На уроках чтения используется множество приёмов и способов чтения:

Многократное чтение парами в темпе скороговорки с постукиванием карандашом трёх строк из учебника с переходом в дальнейшем к чтению пяти-десяти строк незнакомого текста;

Способ "начало-конец", когда ученик перебрасывает карандаш с первого слова на последнее в строке, стараясь прочитать всё.

Чтение по-разному (строго, радостно, с досадой и т. д.) " Карлики - великаны"

Чтение под стук карандашом;

Чтение "буксиром" - сильный читает, слабый за ним, отставая на несколько слов

Чтение на одном дыхании;

Чтение с убыстрением;

- " Догони меня" - читает учитель или быстро читающий ученик, начиная с любого места в тексте, ученики хором догоняют его;

Чтение с вызовом - ученик читает, а потом вызывает следующего ученика;

Чтение с линейкой - линейка кладётся вертикально (т.е. часть слова закрыта) надо прочитать, догадываясь какое окончание у следующего слова;

Чтение скачком - карандаш поставить на первое слово в предложении и быстро перевести на последнее, стараясь успеть пробежать по тексту глазами;

Чтение с отрывом взгляда от текста;

Чтение - скольжение по тексту - за 10 секунд пробежать глазами по тексту и сказать о чём текст или какие слова запомнились;

Работа в парах: один ученик водит плавно карандашом по строчкам, а другой читает, стараясь не отстать от карандаша; - один читает, а другой отмечает (ловит) ошибки;

чтение за "диктором" - отстаёт только на 1 или 2 слов (как договорились);

Многократное чтение с убыстрением;

- "финиш"- учитель называет слово, до которого надо дочитать - кто быстрее финиширует;

Вставь пропущенные окончания или целые слова;

- " жужжащее " чтение;

Троекратное чтение: чтение только глазами, плотно сжав губы и зубы, чтение вполголоса, чтение хором;

Стимулирующие замеры чтения: один и тот же текст читается 15 секунд, считается количество прочитанных слов, записывается в тетрадь или специальный лист чтения, затем читается второй раз и третий, ученик видит, как увеличивается количество слов после каждого прочтения;

Чтение в течение двух минут (у учителя текст с посчитанными словами), ученик говорит на каком слове он остановился, а учитель делит количество слов на два и называет результат

Чтение про себя. И.Т. Федоренко обращает внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.

Проводятся так же пятнадцатиминутные замеры чтения вслух и про себя, а затем результаты сравниваются.Сопоставление новых и старых результатов имеет очень важное стимулирующее значение для пробуждения интереса к обучению.

8. Выборочное чтение - это и приём обучения чтению и средство обучения пониманию текста. Текст перечитывается неоднократно и каждый раз с новым заданием: -

Чтение по цепочке, по одному предложению, абзацу и т. д.;

Нахождение главной мысли;

Подписи к иллюстрации;

Найти что правда, а что вымысел;

Нахождение крылатых слов и выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок;

Слов, словосочетаний и предложений, нужных для написания сочинения;

Словарная работа со словарем (скольжение и сканирование);

Нахождение ключевых и опорных слов;

Работа с синонимами и антонимами;

Деление текста на части, составление плана, подготовка к сжатому пересказу;

Чтение - ответы на вопросы;

Составление цитатного плана;

Составление сценария или подписей к комиксам;

Чтение по ролям; и т.д.

9. Создание ситуации успеха в чтении всем обучающимся.

В.А. Сухомлинский писал, что курс чтения в начальной школе должен играть исключительную роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Сегодня же львиную долю информации дети получают в готовом виде с экранов телевизора, а компьютерные игры заменяют литературных героев. Когда чтение становится быстрым и не вызывает трудности в прочитывании даже очень сложных и длинных слов, появляется и интерес к новым книгам, повышается успеваемость по русскому языку и математике.

Очень важна помощь родителей при обучении детей чтению, особенно в первом классе. Надо убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку. А для этого надо стараться дома создать ситуацию интереса к чтению ребёнка, считать это очень важным в жизни семьи, внимательно и терпеливо слушать его чтение и пересказ, быть очень сдержанными, снисходительными, доброжелательными, самим показывать пример чтения, интереса к книге.

С этой целью можно провести родительское собрание о привитии интереса к чтению. (Приложение)

Литература.

1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 1991 г.

2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. "Учитесь быстро читать". М., Просвещение 1991.

4. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. "Как преодолеть трудности в обучении чтению". М., Ось - 89, 2001.

5. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - М., Педагогика, 1997, Гл.5 " Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения"

6. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. - 1989 г. - №1. - с. 33 -38.

7. Опыт работы творческой группы учителей МОУ СШО № 134 г. Омска под редакцией Л. А. Кучегуры " Современные технологии совершенствования навыка чтения учащихся на начальной и основной ступенях общего образования". ООИПКРО, г. Омск - 2003 г.,

8. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. - 2003. - №6 - с. 5-14.

9. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.

10. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. - М., "Просвещение", 1977.

11. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. - М., Педагогика, 1980 г.

12.. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 - с.22-26.

13.. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. - Киев, 1980.

14. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. -1989 - №7 - С. 24-27.

15. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. - 1989 - №5 - с. 15-17

16. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. -2001 - №6 - с. 24-46.

17. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. - 1996 г. - № 6 - с. 12- 16.

18.Снитко Т.В. Школа быстрого чтения./Минск-Харвест,2007.

— Александр Николаевич, современный человек, живущий в постоянном цейтноте, безусловно, знает, что читать необходимо — для того чтобы понимать мир вокруг себя, понимать себя. Но у него есть и множество иных желаний, которые оттесняют чтение на второй план. Так какие книги должны заполнить этот «второй план»? Что нужно прочитать во что бы то ни стало?

— Тут вопрос приоритетов. И чтение чтению рознь. Скажем, газеты, периодику можно читать и в метро. Детективы, чтобы убить время (это потрясающее выражение: «убить время»), тоже можно читать в метро. Но Достоевского!.. Я не понимаю, когда читают Достоевского в метро.

Дань сегодняшнему времени — электронные книги. У меня их несколько, но я ими почти не пользуюсь. Я люблю держать в руках книгу изданную, напечатанную. У нее определенный шрифт, есть поля, без которых я не могу читать. Я всегда читаю с карандашом, и всегда на полях делаю какие-то пометы. И как потом интересно перечитывать! Интересно смотреть, какие места отмечены, видеть свои мысли, которые записал на полях, рядом.

Меня в свое время поразил Горький: он всегда очень быстро читал — и всегда с карандашом в руках. Все книги его библиотеки — она сохранилась, находится в Музее Горького, это около 10 000 книг, — так вот, все книги его библиотеки — с пометками! Он читал очень внимательно. А ведь он еще и молодым авторам отвечал. Но практически все литературоведы и все писатели читают с карандашом. Это, так сказать, аксиома.

Так что же нужно прочесть в первую очередь? Скажу так: лучше меньше, да лучше. Ведь даже в русской литературе очень много имен. Курс, который, например, я читаю в Сретенской семинарии, рассчитан почти на четыре года, и при этом я не говорю о многих писателях, на творчестве которых мне бы очень хотелось остановиться, причем это даже писатели не второго плана, а первого. Потому что лучше глубже разобрать произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого, рассмотреть их более скрупулезно. Я даю самое главное — методику чтения текстов. А дальше пусть ребята идут уже сами, они научились правильно читать.

В принципе у преподавателя задача № 1 — научить читать. Казалось бы, в школе мы учимся читать, и мы умеем читать, но... мы умеем только глотать буквы, слова, предложения, сюжет постигать и потом его пересказывать — а в этом, кстати, особенно поднаторели всякие энциклопедии. Действительно, зачем читать четыре тома «Войны и мира», если можно 8 или 16 страниц пробежать какого-то непонятного текста — и будешь уже иметь представление о романе и слыть даже образованным человеком, потому что ты в принципе знаешь, о чем «Война и мир». Но спрашивается: зачем Толстому нужно было пять лет каторжного труда? Он сибарит, он любит балы, рулетку, карты, и он отказывается от всего этого ради того, чтобы написать роман, — причем не ради гонорара, подчеркиваю, и даже не ради славы, хотя он человек был тщеславный. Но он хотел что-то донести нам! А нам это не нужно, нам 8 страниц достаточно...

Главное ведь — наше отношение к тому, что мы читаем. По сути художественное произведение — это духовное зеркало, в которое мы смотрим, и оно показывает то, что мы видим. Если мы увидим только один детектив, значит — это такое наше содержание. Если мы увидим богословский смысл, значит, мы уже чуток продвинулись духовно, значит, мы уже видим то, что другой не замечает. Может быть, даже и автор сам не предполагал, что этот смысл у него есть, но мы его увидели. О чем это свидетельствует? О том, что у нас уже духовное зрение отточено, мы это можем видеть.

— Крайне важный для понимания прочитанного вопрос: каковы правила, следуя которым человек обретет радость от чтения? Ведь мы знаем, что духовную жизнь человек тогда начинает ценить, когда ощущает первые победы над собою, над грехом.

— В чтении то же самое: когда будут первые открытия, когда человек в, казалось бы, уже давным-давно известном тексте вдруг найдет что-то неожиданное для себя.

Мы с бывшими студентами некоторых вузов, в которых я когда-то преподавал, практикуем следующее. Периодически — скажем, раз в месяц — мы встречаемся где-нибудь. И заранее договариваемся, какое произведение все читают. Это основное условие: чтобы все прочитали. На этих встречах мы его обсуждаем. И происходят открытия! Во-первых, когда они читали, они уже, оказывается, сделали кучу открытий, и теперь, когда мы собрались вместе и начинаем обсуждение, — каждый делится этими открытиями. Понимаете, как интересно?! Это гораздо интереснее, чем читать детективы, намного интереснее. И вы и представить себе не можете, как они радуются этим открытиям! Почему? Потому что это маленькие победы над собой, над, так сказать, рутиной. Все они «сидят» в интернете, большинство из них — журналисты, причем профессиональные журналисты, так что читают они очень много, и, тем не менее, для них это отдушина — прочитать небольшое произведение, а потом всем вместе его обсудить, его разобрать, посмотреть, открыть смыслы. И в этом тоже большая радость. И чем дальше они взрослеют, тем больше им открывается — это тот же самый духовный рост, только благодаря литературе.

— Свои лекции вы никогда не читаете «по бумажке» и уж тем более — никогда по напечатанному тексту. И если вы обращаетесь к каким-то вспомогательным материалам, то это всегда — ваши наброски от руки, сделанные на небольших листочках, которые, можно сказать, уникальны. И в этом плане уникальна и ваша манера подачи информации. Что мне, как читателю, может дать такой способ работы с текстом, когда я выписываю для себя что-либо от руки, делаю заметки, а не просто читаю упоминавшиеся уже электронные книги, планшеты, как это привычно для многих сегодня?

— Рукопись — это твое. Даже когда книгу пишешь, если пишешь от руки, — это твое. Достоевский когда-то говорил, что нужно непременно обмакивать перо в чернильницу: потому что пока перо несешь к ней, а потом к листу бумаги — обдумываешь мысль. Нужно всё время думать. Когда строчишь, обдумывание как бы пропадает; когда процесс письма идет медленно — есть возможность думать. Конечно, он говорил и с некоей иронией, но смысл в этом глубокий.

Когда ты пишешь своей рукой, этот текст действительно твой и ничей иной — и твоим почерком написан, и как бы твоя энергетика в нем сохраняется.

Когда же текст набран на компьютере, то я правлю всё равно рукой — делаю распечатку и в нее вношу изменения. Можно, конечно, и на компьютере править, но лучше — так: лучше видишь, где какое слово поменять, где сделать стилистическую правку.

А когда выходит книга — на нее смотришь как на совершенно чужеродное создание. С тобой ничто ее не связывает — печатные буквы, бумага, какой-то переплет... ну, может, разве что фамилия твоя. И то неизвестно еще, ты написал книгу или какие-то идеи пришли свыше. Поэтому и на фамилию тоже смотришь несколько с опаской: она там стоит, а твоя ли это книга? можешь ли ты сказать, что это моя книга?

А эти мои бумажки — я каждую букву в них знаю. И если надо что-то заменить — заменяю, пишу другую... Они копятся, потом эти заметки будут как-то использованы: в статье ли, в новой ли лекции, в докладе... Все они собираются сначала в конвертики, потом конвертики — в папки, потом в большую папку всё складывается. И всё систематизировано. Но самое важное — я об этом и студентам говорю, когда они пишут курсовые или дипломные работы: первые мысли, которые появляются при чтении текста, непременно фиксируйте — они бывают самыми интересными. Потом вы к ним вернетесь. Не зафиксировали — всё, вы их забудете. Это как сон: когда снится, ты помнишь и присутствуешь во сне, как только проснулся — еще, может быть, поначалу помнишь, а вечером уже нет. Вот точно так же с этой мыслью. Но она бывает крайне драгоценна. Ведь это тот самый контакт, особенно если духовную литературу читаешь, сверху посланный контакт. И чтобы он не прерывался — запиши, зафиксируй где-то. Потом к этому непременно вернешься. У меня даже есть специальный блокнот — не дневник, нет, а для каких-то попутных мыслей, что называется. И когда спустя какое-то время его перечитываешь — поражаешься: это не твои мысли, я так подумать не мог! Но эти мысли украсят любую статью, любой доклад, любую лекцию. Поэтому ребятам я всегда говорю: «Читать нужно с карандашом и эти попутные мысли непременно фиксировать».

Беседовал Иван Ишмухамедов
pravoslavie.ru

Без книги в мире ночь и ум

людской убог,
Без книги,как стада,
бессмыслены народы.
В ней добродетель, долг, в ней
мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
и верных благ залог.

Виктор Гюго

Доброе утро, дорогие друзья!

Сегодня мы продолжаем разговор о книгах и медленном чтении. Прежде всего мне хотелось бы уточнить, что правила носят исключительно рекомендательный характер, однако к ним обращаются лекторы и преподаватели литературы ведущих университетов мира и это не случайно. Не нужно воспринимать их как попытку ограничить свободу воображения. Наоборот, они помогают ему обрести крылья и раскрыть себя как книгу, которую вы читаете. Смысл правил медленного чтения не в том, чтобы показать читателю, что так нужно читать всегда и это единственный верный способ. Задача их в том, чтобы показать как может расшириться читательский опыт, какие сокровища можно обнаружить, начав читать медленно и терпеливо. Это также учит тому, чтобы двигаться мелкими шагами, не пытаясь узнать и получить всё сразу. Этот навык мы приобретаем и тренируем при медленном чтении и он же сослужит нам добрую службу и в других областях жизни - в общении, в работе, в спорте и в приобретении полезных привычек.

Итак, первое и самое важное правило, за которым следуют все остальные - Проявляйте терпение.


Под терпением автор подразумевает очень многое. Мы должны проявить терпение в том случае, когда охвачены сложностями книги . Мы должны позволить себе быть растерянными и сбитыми с толку для того, чтобы методом проб и ошибок понять как задать книге правильный вопрос. Мы должны проявить терпение и вложить время и усилия, необходимые для глубокого вдумчивого чтения.

Любой проект, который чего-то стоит, всегда начинается с неопределённости, и чтение не является исключением. Каждый читатель помнит с чего всё начиналось, когда мы только учились складывать буквы алфавита. Но со временем этот процесс превращается в радость - мы начинаем узнавать слова и их значения. Так, ещё в самом детстве мы получаем необходимый опыт - мы продолжаем предпринимать множество попыток, отказываясь увязнуть в трудностях. Став взрослыми мы продолжаем учиться различать над чем стоит потрудиться, прежде чем понять, а что стоит просто отпустить. Но прежде чем это понять, необходимо проявить терпение.

Терпеливое чтение также означает радостное и в какой-то степени одержимое внимание к деталям. Сила чтения увеличивается в огромной пропорции, когда мы закрепляем внимание на героях книги и их рассуждениях в самых мелких, но значимых моментах. Эти моменты являются островами в потоке поэзии или прозы, в них мы оставляем якорь нашего восприятия.

При чтении не нужно спешить к быстрому пониманию смысла или требовать, чтобы автор подал свою точку зрения легко и аппетитно, в соответствии с нашими ожиданиями. Если мы разочарованы тем, что стиль автора достаточно уклончивый и труднопостижимый, если он отказывается просто и ясно передать нам свою главную идею, то нужно вспомнить о том, что в попытках найти смысл книги и заключается то, ради чего мы читаем . Этот навык очень важен и в жизни - ведь далеко не все важные ответы лежат на поверхности.

В самом процессе поиска необходимых ответов и заключается радость. Этот процесс не должен быть мучительным или насильным . Заставлять читать - это всё равно что заставлять есть и это вызывет только обратный процесс у человека в любом возрасте. Поэтому если вы чувствуете, что буквально мучаетесь дочитывая книгу, в надежде в ней начти нечто важное и при этом процесс не доставляет вам никакой радости, то лучше отложить эту книгу и заняться чем-то другим. Существует очень важный урок в том, чтобы научиться различать свое состояние. Иногда необходимо просто проявить терпение и дать книге шанс, даже если она не понравилась вам сразу. И совсем другое дело - настойчиво продолжать читать то, что вызывает явную антипатию. Однако даже в этом случае важно задать себе вопрос - почему эта книга вызывает такие чувства, какие ценности в ней противоречат вашим.

Терпение необходимый навык для развития чтения, которое в более широком смысле является когнитивным навыком и в том числе способствует развитию воображения. При медленном вдумчивом чтении мы прилагаем усилия и тем самым тренируем эти навыки и чем больше мы тренируемся, тем в лучшей форме мы находимся и тем больше прочитанного становится доступным для понимания.

Никогда не пропускайте часть текста в книге только для того, чтобы поскорее приблизиться к её окончанию . Терпеливое и медленное чтение не совместимо с такой стратегией. Задавая себе правильные вопросы, вы сможете обнаружить множество оттенков смысла, вложенных автором и его личным опытом и это делает чтение особенно полезным.

Существует несколько ключевых вопросов , которые можно задать себе во время чтения - "Кто это говорит?", "Каким образом этотгерой себя проявляет?", "Какие образы и повороты фраз привлекают наибольшее внимание и почему"? "Что можно сказать о героях по их словам?" В каждый момент чтения необходимо оставаться активным и держать в голове темы и вопросы, которые возникают по ходу чтения.

Нужно быть готовым к тому, что с первого раза какие-то части книги останутся недоступными. Невозможно охватить всё и сразу, поэтому к книгам можно и нужно возвращаться, перечитывать их раз за разом. и каждый раз они будут открываться с новых, неизведанных ранее сторон.

Читая книгу нужно проявлять такое же терпение, как при общении с новым человеком. Золотым правилом общения является умение слушать . Прежде чем делать суждения о книге, необходимо дать ей шанс быть услышанной. Она всегда напрямую обращается к тому, кто держит её в руках и каждый раз ей есть что вам сказать. Чем больше внимания вы вкладываете в книгу, тем большую отдачу получаете. С книгой можно соглашаться и спорить. В какой-то момент книга может заставить вас пересмотреть свои взгляды на себя, на окружающий мир, также как это делает беседа с добрым другом. Но прежде чем что-либо отвечать - необходимо проявить терпение и сначала выслушать книгу.

Оставайтесь с нами. Мы продолжим говорить о правилах медленного чтения ровно через неделю.

Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Эта статья - выдержка сведений из того семинара и личный опыт ускорения чтения.

Итак, «Проект PX» - это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Он проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.

Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас в связи с особенностями языка - от 120 до 180. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Всё, что нужно, - это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.

Подготовка

Для нашего эксперимента вам понадобится:

  • книга объёмом не менее 200 страниц;
  • ручка или карандаш;
  • таймер.

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).

На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.

Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, которые помогут увеличить скорость чтения.

1. Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста

Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.

Каждая остановка глаз на тексте длится от ¼ до ½ секунды.

Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:

Ну как, чувствуете?

2. Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту

Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.

В среднем на сознательные и бессознательные возвраты уходит до 30% времени.

3. Улучшайте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку

Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

4. Тренируйте навыки по отдельности

Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Упражнения

1. Определение начальной скорости чтения

Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40: 5 = 8 - в среднем восемь слов в строчке.

И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 × 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.

Сколько получилось? У меня чуть больше страницы - 328 слов.

2. Ориентир и скорость

Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец.

Техника (2 минуты)

Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.


Ведём кончиком карандаша по строчкам

Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания, ведь это упражнение на развитие скорости.

Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.

Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь при помощи ручки или карандаша, кажется, что зрение опережает карандаш и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.

Скорость (3 минуты)

Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше половины секунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).

Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из прочитанного, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении - не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.

Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

3. Расширение области восприятия

Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.

Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.

Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а человек теряет от 25 до 50% времени.

Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.


Вот пример. Прочитайте это предложение:

Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.

Техника (1 минута)

Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее: начинайте с первого слова строчки и заканчивайте последним. То есть пока никакого расширения области восприятия - просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

Техника (1 минута)

Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

Скорость (3 минуты)

Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).

Если вы не поймёте ничего из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

4. Проверка новой скорости

Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту - в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.

Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.

Если вы попробовали эту методику прямо сейчас, делитесь успехами в комментариях. Сколько слов в минуту получилось до и после?

Публикации по теме