Какую роль играют прилагательные в нашей речи. Роль прилагательных в тексте. Если речка голубая

Что было бы, если бы в языке не было прилагательных? Попробуйте описать свои впечатления от интересной поездки, рассказать, что нового вы увидели и узнали, не используя при этом ни одного прилагательного! Скорее всего, у вас ничего не получится, а если и сумеете это сделать, то рассказ будет очень скучным, неинтересным, а речь – бедная, невыразительная. Поэтому можно сделать вывод, что прилагательные в речи выполняют эстетическую функцию.

Действительно, как писатель может обойтись без прилагательных, описывая пейзаж, портрет, внутреннее состояние героя. Вспомните строки А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В каждой строчке здесь есть прилагательное. А характеристика Татьяны состоит почти из одних прилагательных:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Многие тропы также основаны на прилагательных: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

А если нужно просто сообщить информацию, можно ли в этом случае обойтись без прилагательных? Ведь необходимую информацию можно передавать с помощь существительных, которые называют то, о чем пойдет речь, и глаголов, которые сообщают о действиях названных предметов. Но и здесь не всегда возможно обойтись без прилагательных, ведь, для того чтобы определить, о каких именно предметах или объектах идет речь, необходимо именно прилагательное. Например, вы говорите кому-то: «Мне срочно нужна книга». В ответ вы обязательно услышите вопрос: «Какая?» То есть, чтобы получить нужную книгу, вы должны определить, какая именно книга вам нужна. А прилагательные, как известно, и служат для этого. Значит, прилагательные выполняют не только эстетическую функцию, но и информативную.

Однако есть своя, особая, специфика в использовании различных грамматических форм прилагательных.

Использование полной и краткой форм прилагательного в роли сказуемого. Если признак, который обозначается прилагательным, является постоянным свойством предмета, то используется полная форма прилагательного (ночь темная, мать добрая, девочка красивая).

Если признак обозначает непостоянное свойство или состояние, которым предмет характеризуется в данный момент, то используется краткая форма: Он был утомлен.

Однако в ряде случаев, особенно в научных определениях, описаниях, формулировках для обозначения постоянного признака используется и краткая форма прилагательного: Прямая линия бесконечна.

Краткая форма прилагательного звучит в контексте более категорично, чем полная, и краткие прилагательные носят более книжный характер, чем полные.

Варианты форм кратких прилагательных связаны с выбором форм на -ен или -енен в кратких прилагательных, образованных от полных форм с неударяемым -енный.

До последнего времени в выборе этих форм наблюдались колебания (искусствен искусственен, торжествен – торжественен и т.п.). В настоящее время более употребительна «усеченная» форма на -ен, которая закрепилась во всех книжных функциональных стилях: безукоризнен, беспочвен, бессмыслен.

У некоторых прилагательных в краткой форме появляется беглый гласный (светел, кисел), у большинства же кратких форм его нет (добр, кругл, смугл).

Возможные ошибки в употреблении кратких и полных форм прилагательных связаны с употреблением их в одном предложении.

Однородные прилагательные в одном предложении должны употребляться либо в краткой, либо в полной форме. Нельзя сказать: Юноша был высокий, красив и хорошо воспитан.

Правильные варианты: Юноша был высок, красив и хорошо воспитан; либо: Юноша был высоким, красивым и хорошо воспитанным.

Следует обратить внимание на ударение в кратких формах прилагательных при изменении их по родам: зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены.

Варианты форм степеней сравнения имен прилагательных. Сложная форма сравнительной степени употребляется в основном в книжных стилях: научном и официально-деловом (Решение этой задачи более оригинальное).

Простая форма сравнительной степени более свойственна разговорной речи (Он умнее и способнее меня).

Простая форма превосходной степени прилагательного, напротив, носит книжный характер (величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности), а сложная свойственна всем стилям речи (самые известные горожане, самые любимые фильмы).

При образовании подобных наречий возникают книжный и просторечный варианты. Форма наречия более, менее, ранее, далее свойственна книжной речи, форма больше, меньше, раньше, дальше – разговорной.

Формы больше и меньше в современном русском языке, как правило, обозначают количество, объем (формы более, менее в этом значении почти не употребляются).

-ее (смелее, скорее, позднее) употребляется в книжной речи (в официальной и научной литературе).

Форма сравнительной степени на -ей (смелей, скорей) более свойственна разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит более энергично и кратко, поэтому для показа решительных действий, особенно в команде, употребляют эту форму: например, действовать смелей, бежать быстрей.

К наиболее распространенным ошибкам в употреблении форм степеней сравнения прилагательных относятся

ü соединение в одной конструкции простой и сложной превосходных степеней прилагательного: самый увлекательнейший фильм, самый прекраснейший город. Следует написать: самый интересный (или интереснейший) фильм, самый прекрасный (или прекраснейший) город;

ü смешивание сложной формы превосходной степени с местоимением «самый» (абсолютная превосходная степень) и с наречиями «наиболее» и «наименее» (относительная превосходная степень): наиболее оригинальное решение (следует: самое оригинальное решение).

Варианты форм притяжательных прилагательных. Притяжательные прилагательные на -ов (-ев), -ин (-ын) употребляются только в разговорном и художественном стилях, например: Ми-шиного компьютера, маминого пирога и т.п. Формы на -ина (Мишина компьютера, мамина пирога) устарели и в настоящее время не употребляются.

Вопросы и задания

Открытый урок в 6 Б классе

«Роль имен прилагательных в речи».

Цели урока:

Обучающие:

    Формирование умения определять роль прилагательных в тексте, речи;

    Совершенствование умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка.

Развивающие:

    Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;

    Развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные:

    Формирование духовно развитой личности;

    Формирование интереса к родному языку, его богатству, желания пользоваться средствами выразительности, говорить красиво и образно.

Тип: изучение нового материала

Вид: проблемно-исследовательский

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием мультимедийной техники, фронтальной и индивидуальной работы.

Ход урока.

    Организационная часть. Приветствие.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

С каким настроением вы пришли в школу?
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Мы продолжаем разговор об имени прилагательном.

Давайте вспомним

Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка и понаблюдаем, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.

3 .Запишите тему урока

Роль имен прилагательных в речи

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

В чём смысл этого высказывания?

Запишите его

Есть ли здесь прилагательные?

Назовите их.

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

3. Как вы поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о роли имен прилагательных в речи.

Как вы думаете, что нам предстоит делать, чтобы сделать вывод по теме в конце урока?.

Я предлагаю вам для анализа тексты о природе.

Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы говорим сегодня о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.

Сейчас зима, скоро новый год. Но, к сожалению, погода нас не радует, так давайте помечтаем.

О какой зиме вы мечтаете?

4 .А вот как описывал зимнее утро И.А.Бунин

Комплексный анализ текста

Над глубокими свежими снегами огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом и зеленым бором. (И.А. Бунин)

Задания к тексту:

1.К какому стилю относится этот текст?(Художественному).

2.Тип речи – описание, повествование, рассуждение?

4 . Какие слова нам помогают ярче представить эту картину ?

5. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются?

Безусловно, важную роль в этом тексте играют прилагательные.

5.Давайте обратимся к учебнику и выясним, какие функции Выполняют прилагательные в речи.

Учебник стр._______

Выделительная и изобразительная

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над глубокими снегами, синее небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь - словосочетания с оценочными прилагательными

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом. огромное небо

6. Как называются оценочные прилагательные.

Обратитесь к учебнику.

Эпитет – художественное(образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

Эпитеты помогают передать авторскую оценку предмета, чувство и настроение, более точно рисуют картину, создают художественный образ.

По меткому выражению критика 19 века Боткина, эпитеты обладают способностью «озарять предметы». Как вы понимаете это выражение?

7.А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

Почему?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Какие эпитеты вы подобрали бы к слову снег?

Составьте предложения с этими словами.

8. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем

9.Продолжим работу

Давайте вспомним стихотворения о природе, временах года А.С.Пушкина

Посмотрим, как меткими, «озаряющими» словами пользовался

А.С. Пушкин..

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Какие эпитеты к слову снег употребляет Пушкин в своих произведениях?

Назовите их.

10.Обратимся к тексту. Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Чего-то в нём не хватает?!

Описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

Как вы думаете, почему?

Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?..

11.Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Молодцы!

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

12. Итоги

Над какой темой мы работали на уроке? (Употребление имён прилагательных в речи)

Работая над темой, что нового вы узнали?

Подведём итоги. Вместе сделаем это, продолжив предложения.

Сегодня на уроке я научился…

Ещё я понял, что прилагательные необходимы речи, потому что они…

Мне понравилось сегодня на уроке…

13.Объяснение домашнего задания.

На выбор:

    Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните в них имена прилагательные как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

или

    Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимняя сказка», используя эпитеты.

Предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего несет функцию определения. Прилагательные дополняют, точно описывают, имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.

Таким образом, прилагательное уточняет предмет: белый снег, красочный узор, алый . При помощи этой части речи легко описать важное событие: красочный сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может верно показать состояние: лето, теплый чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, фигурный узор. А также размер и цвет: длинный ковер, короткая юбка, тесные джинсы, голубое небо, синее море, красный цветок.

Прилагательным обозначают назначение предмета: спальная комната, рыболовный крючок. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамино платье, папина куртка. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!

Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.

Источники:

  • Зачем нужны прилагательные

Прилагательное в переводе с латинского (nomen adiectivum) буквально обозначает примыкающее, прилегающее. Оно всегда примыкает к слову, указывает на отличительные свойства и позволяет выделить предмет из ряда ему подобных.

Прилагательное – часть речи, которая обозначает признаки предметов («громоздкий багаж»), состояний («тягостная жара»), событий (« вечеринка»), форм и положений («круглый», «вертикальный»), назначений («рыбацкий», «школьный») и многих других явлений окружающего мира. Без прилагательных язык был бы серым, скучным и однообразным.

Все прилагательные по значению делятся на лексико-грамматические разряды и бывают качественными, относительными и притяжательными.

Качественные прилагательные показывают свойства самого предмета вне его отношения к другим предметам, которое способно проявляться с разной степенью интенсивности. Это могут быть физические или химические, интеллектуальные, психические и другие характеристики: «яркий», «большой», « », «белый», «плохой», «темпераментный», «усталый».

Качественные прилагательные имеют степень сравнения. Начальная или форма называется положительная степень.

Для сопоставления двух предметов используется сравнительная степень: «светлее», «добрее», «проще», «более хлесткий», «менее шумный».

При помощи качественных прилагательных можно:
1) образовать наречия на –о, -е: «легкий» – «легко», «певучий» – «певуче»;
2) образовывать абстрактные существительные с суффиксами –ость, -от-, -изн- и с нулевой фиксацией: «смелый» – «смелость», «крутой» – «крутизна», «синий» – «синь»;
3) образовывать уменьшительно-ласкательные слова с ярко выраженной оценкой: «добрый» – «добренький», «белый» – «беловатый», «деловой» – «деловитый».
4) качественные прилагательные сочетаются с меры : «немного скользкий», «едва заметный»;
5) приставочно-суффиксальным способом от них можно образовать наречия: «новый» – «по-новому», «собачий» – «по-собачьи», «русский» – «по-русски».

Относительные прилагательные обозначают свойства предмета по его соотнесенности к другому предмету или действию: «замок» – «дверь» – «дверной», «матрац» – «надуть» – «надувной».

Многие относительные прилагательные могут приобретать качественное значение, синонимичное другим качественным прилагательным: «железная дверь» – «железная воля» (сильная), «шелковый шарф» – «шелковый характер» (покладистый).

При помощи притяжательных прилагательных можно определить принадлежность предмета: «папин сотрудник», «воронье гнездо», «человеческий детеныш».

Переосмысление старых значений приводит к многозначности притяжательных прилагательных, и они активно пополняют ряды качественных и относительных прилагательных: «волчья нора» (принадлежность) – «волчья шуба» (из волка) – «волчий аппетит» (хороший, о человеке).

Особую роль прилагательные играют в художественной литературе, где могут быть особым выразительным средством – эпитетом – и, подчеркивая признак предмета или впечатление о нем, придавать выражению эмоциональность и образность.

Видео по теме

Источники:

  • Русская грамматика. Имя прилагательное

Имя прилагательное является частью речи, которая играет немалую роль в образовании словосочетаний и предложений, а также служит средством наиболее точного выражения мысли и описания характеристик того или иного предмета или действия.

Вам понадобится

  • Учебник по грамматике русского языка

Инструкция

Не путайте имена прилагательные с другими частями речи. Процесс эволюции русского языка привел к тому, что некоторые имена прилагательные стали существительными. Например, такие слова, как прачечная, ванная, булочная раньше относились к разряду прилагательных. В то же время существует ряд слов, которые, в зависимости от контекста, могут выступать в роли обеих частей речи. Например, глухой, знакомый и т.п. Неправильное определение части речи и ее роли в предложении может стать причиной совершения ошибок в правописании.

Правильно изменяйте имена прилагательные. Примечательно, что способность склоняться по падежам, изменяться по родам и числам присуща прилагательным далеко не всех языков мира. Например, в английском языке прилагательные могут лишь образовывать степени сравнения. В русском языке род, число и падеж прилагательного определяется существительным, к которому оно относится. Например, в словосочетании «акустическая гитара» прилагательное «акустическая» стоит в Именительном падеже, имеет женский род и единственное число. В процессе склонения словосочетания по падежам получаются следующие словоформы: «акустической гитары», «акустической гитаре», «акустическую гитару», «акустической гитарой», «акустической гитаре». Обратите внимание на то, что прилагательное отвечает на те же вопросы, что и существительное («кого?», «кому?», «кого?», «кем?», «о ком?»).

Правильно пишите «не» с прилагательными. Правописание «не» с частями речи в русском языке является одним из самых сложных для понимания. Прилагательные не стали исключением, поскольку четкого правила « » или «всегда слитно» не существует, и необходимо разобраться в нюансах и обращать внимание на контекст. Слитно частица «не» пишется с прилагательными в тех случаях, когда, во-первых, без «не» слово не употребляется («небрежный», «неуклюжий»), во-вторых, слово можно заменить синонимом без «не» («неженатый» – «холостой»).

Также слитно «не» пишется при употреблении прилагательного со словами, выражающими степень и меру («весьма неуютная комната»). Раздельное написание будет при употреблении частицы с относительными именами прилагательными в отрицательном смысле («ложка не серебряная»), с отрицательными местоимениями и наречиями («отнюдь не великий», «никому не интересный»), при наличии противопоставления («не большой, а маленький»).

Правильно пишите в прилагательных «н» и «нн». Для этого запомните правила: «–ан», «-ян», «-ин» пишется «н» (« , пряный»), за исключением слов «оловянный, деревянный, стеклянный»; в суффиксах «–онн», «-енн» пишется «нн» («восторженный, оконный»), за исключением слова «ветреный».

Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности.

1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей :

красивый - красивее /красивей ; сильный - сильнее /сильней .

Обратите внимание, что формы более , менее , далее , долее , ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней , меней недо-пустимы в литературной речи!).

2. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х , то при образовании сравнительной степени используется суффикс -е (с чередованием согласной):

лёгкий - легче, тугой - туже, сухой - суше.

    Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк :

    богат ый - богач е, молод ой - молож е, прост ой - прощ е, близ кий - ближ е, глад кий - глаж е, жид кий - жиж е, корот кий - короч е, низ кий - ниж е, ред кий - реж е, уз кий - уж е.

    Употребление форм типа простее, молодее является грубой ошибкой. В то же время в просторечии суффикс -е может получать более регулярное выражение, чем в литературном языке (например, слабже, послабже ), но в литературной речи они недопустимы!

3. С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных:

ранний - раньше, старый - старше, тонкий - тоньше, горький - горше, далёкий - дальше, долгий - дольше.

4. Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня:

хороший - лучше, плохой - хуже (недопустимо: хужее !), маленький, малый - меньше.

5. Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом - с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень):

более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

    Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:

    Сегодня она была более грустнее , чем вчера; Он самый величайший физик в мире.

    Грамматически корректными будут предложения:

    Сегодня она была более грустной , чем вчера; Сегодня она была грустнее , чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

    Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший .

    Аналогичные требования предъявляются и по отношению к употреблению в сравнительной и превосходной степени качественных наречий:

    Ей более трудно , чем тебе; Ей труднее , чем тебе.

Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:

бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения:

более волевой, более деловой, более жестокий.

Обратите внимание, что при использовании форм сравнительной и превосходной степени в речи необходимо учитывать несколько условий.

1. Прилагательное в сравнительной степени употребляется в сочетании с родительным падежом имени (Он красивее сестры ) или в объединении с союзом чем (Дыни слаще, чем арбузы ). Эти формы указывают на объект сравнения. Без зависимого имени, указывающего на объект сравнения, прилагательные в сравнительной степени могут употребляться:

    когда признак одного предмета сравнивается с тем же признаком другого предмета, известного из контекста:

    Я знаком со всеми сборниками его стихов. Последний сборник явно слабее;

    когда признак предмета сравнивается с тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию:

    Память о солнце в сердце слабеет, желтей трава (А. Ахматова).

2. Подобную зависимость можно проследить и при использовании прилагательных в превосходной степени: необходимо указать круг предметов, лиц, из которых выделяется тот, который наделен тем же качеством в наибольшей степени:

Он был самым трудолюбивым в нашей семье; Он был лучшим среди нас.

    Кроме того, использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным.

    Так, некорректным является предложение: А. Блок - талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторим, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок - один из талантливейших поэтов России.

    Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» .

Публикации по теме