Дифференциация а я в предложениях. Дифференциация гласных а-я. Тема: Дифференциация букв А – Я в словах, словосочетаниях, предложениях

Разделы: Информатика , Начальная школа

Задачи: закреплять знания о гласных 1 и 2 ряда; учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах, предложениях, текстах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия; развивать внимание, расширять словарный запас учащихся.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Логопедом проводится психогимнастика: растирание ладоней для того, чтобы активизировать работу мозга; волнообразные движения руками – развитие обоих полушарий; круговые движения по ладоням – развитие внимания; массаж макушки головы – повышается работоспособность.

2. Формулировка темы занятия.

К нам на занятие пришли гости. Отгадайте, кто это: сначала И, потом Н, затем О, потом П, затем Л, потом А, затем Н, потом Е, затем Т, потом Я, потом Н, затем И, затем Н. совершенно верно, это Инопланетянин А и Инопланетянин Я. Почему их называют инопланетянами? Из каких двух частей состоит это слово? (иная планета). Знаете ли наш полный адрес? (Галактика, солнечная система, планета Земля, материк Евразия, Россия, Удмуртия, г. Можга). Почему у наших гостей имя состоит из одной буквы? Какую команду нужно выполнить, если говорит Инопланетянин А? (читать твердо). Какую работу нужно выполнить, если говорит Инопланетянин Я? (читать мягко). Сформулируйте тему занятия.

3. Развитие фонематического восприятия.

Инопланетяне очень рады, что пришли к вам в гости и очень хотят с вами поздороваться на их языке. Давайте поздороваемся. Подумайте, как с вами поздоровается Инопланетянин А, Инопланетянин Я. (Л. – М. – Д., З. – С. – Б.). Как прочитаете? (А и Я дают команду согласным: читай твердо и читай мягко).

4. Развитие звуко-буквенного анализа.

Инопланетяне прилетели с других планет. В солнечной системе 9 открытых планет. Расшифруйте некоторые из этих планет (задание на карточках у каждого учащегося).

МА + РА – А + С = ?

НЕР – Р + ПО – О + ТУН = ?

З +Е +М +ЛЯМКА – МКА = ?

Как вы думаете, с какой планеты прилетел Инопланетянин А? Почему? (в названии планет должна быть буква А). С какой планеты мог прилететь Инопланетянин Я? Почему? (в названии планет должна быть буква Я).

5. Интерактивная обучающая игра – тренажер (Приложение1 . Приложение нужно сначала переписать на свой компьютер, открыть архив, а затем запустить тренажер.)

6. Дифференциация А – Я в предложениях, текстах.

Каждому из вас предлагается описание одной из планет. Что вам нужно сделать? (вставить пропущенные буквы), догадались, какие буквы нужно вставить? (а или я). (карточки предлагаются учащимся индивидуально).

Карточка 1. Венера.

Эта планета по р.змеру близка к Земле. Атмосфер. Венеры отраж.ет свет Солнц. Подобно огромному зеркалу. Поэтому эта планет. в небе блещет очень.рко и её можно увидеть невооруженным взгл.дом. поверхность Венеры усеяна ск.л.ми и похожа на мрачную оранжевую пустыню. Планете, есть, на, облака, из, кислоты, серной. Из них выпад.ют дожди, которые сожгли бы всё живое, будь оно там.

Карточка 2. Марс.

М.рс виден невооруженным глазом. Он похож н. .ркую оранжево – красную звезду. Эта планет. очень пыльн.я. Её поверхность напомин.ет ор.нжевые дюны, усеянные тыс.ч.ми к.мней. Над М.рс часто пронос.тся мощное бури, подним.ющие туча пыль. Они могут длиться недел.ми.

Карточка3. Сатурн.

С.турн – втор.я по величине пл.анета. Её ч.сто н.зыв.ют окольцованной планетой из – за окруж.ющих её мощных колец. Кольц. Состоят из частиц р.змером от м.леньких пылинок до больших лед.ных глыб. С.турн – газовый гиг.нт.

Карточка 4. Уран.

Ур.н дост.точно.рок и виден невооруженным глазом, если точно зн.ть, куд. смотреть. Он мен.ет своё положение среди звёзд и сам выгл.дит как звезд., хот. и не мерцает. Эта планет. имеет кольц., состоящие из пыли. В верхних слоях атмосферы Ур.на много гелия, из – за этого планет. выгл.дит сине – зелёной. У, есть, м.ленькое, ядро, к.менное, планета.

Ничего странного в текстах не заметили? (не все предложения в текстах правильно записаны). На обратной стороне карточек есть задания, которые вам необходимо выполнить.

Карточка 1. Из слов составить и записать предложение.

Карточка 2. Исправить ошибки в предложении и записать его.

Карточка 3. Озаглавить текст.

Карточка 4. Из слов составить предложение и записать его.

В текстах букву А – зачеркнуть, букву Я – подчеркнуть.

7. Развитие связной речи.

Вы об Инопланетянах узнали достаточно. Они хотят лучше с вами познакомиться, узнать ваши увлечения, интересы. Напишите рассказ о себе. (детям, которые затрудняются составить рассказ о себе, предлагается план рассказа.)

План рассказа:

  1. Меня зовут________.
  2. Мне ______ лет.
  3. Я больше всего люблю __________.
  4. Мне не очень нравится __________.

8. Итог занятия. Лесенка успеха.

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Семья».

- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные:

- развивать навыки самоконтроля;

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

Оборудование

Доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

А сейчас сядет тот кто назовет свое имя

Ребята послушайте загадку

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится?

2. Вступительная беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

И СЕГОДНЯ НАШЕ ЗАНЯТИЕ НАМ ПОМОГУТ ПРОВЕСТИ ГОСТИ ГЕРОИ МУЛЬТФИЛЬМА ПРОСТОКВАШИНО.

Сегодня на нашем занятие мы будем выполнять их задания.

1 Уточнение произношения звуков [а], [я].

Назовите последнюю букву слова семья.

Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?

Эти гласные отличаются в написании.

Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й, а]?

Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.

Запомни образование буквы «Я».

Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы А-Я.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3 Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра: «Скажи наоборот».

Задание от Шарика и дяди Федора

ма-мя ся-са ва-вя ка-кя дя-да фа-фя

тя- та ла-ля пя-па зя-за ба-бя гя-га

Как звучат согласные перед гласной а? (Твердо)

Как звучат согласные перед гласной я? (Мягко)

4 Развитие орфографического навыка писъма

Задание от Папы


Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5 Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

А теперь задание от почтальона Печкина. Он принес письмо, а в нем стихотворение о маме.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки”

Мамины руки




В любую минуту готовы обнять.







А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6 Физминутка.

7.Развитие слогового анализа и синтеза

Чтение слогов, слов.

Ребята вы любите играть зимой в снежки.

Задание «Игра в снежки»

А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки).

Соберете у доски

Откройте тетради запишите число.

Прочитайте имена детей запишите через запятую и выделите буквы занятия.

Назовите имена своих братьев и сестер.

8 Составление словосочетаний

Задания от Галчонка. Он давно учится читать и просит вас ему помоч.

Найдите в каждой строке по два слова (карточки)

Б р л р п д в л а с к о в а я д л д п м а м а з д

См п ф к ц с и л ь н ы й л в п а п а

Д л ш в е с ё л ы й п к ц й д е д у ш к а в к

Ж ш р н д о б р а я д л н в б а б у ш к а д ж

А теперь их прочитаем. Запишите словосочетания в тетрадь подчеркните буквы урока и согласные перед ними синим и зеленым карандашом.

Сами составьте словосочетания о ваших родных.

9 Работа на уровне предложения

Задание от Печкина

Вставь пропущенные буквы А – Я.

- Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните гласные А и Я.

Как вы думаете какая должна быть семья.

10 задание.

Печкин принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр.

Семейное согласие всего дороже

Ребята, прочитайте, что у вас получилось?

Как вы думаете, почему так говорят?

Итог урока.

Мы сегодня выполнили все задания наших героев

Скажите какие задания выполняли.

Печкин прислал нам посылку, а в ней подарок для вас.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.

КАРТОЧКА 1

Мамины руки

У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Играя, мне волосы нежно взлохматят,
Пекут пирожки в выходной по утрам,
И весело ножки щекочут в кровати,
Когда не хочу просыпаться я сам.
Погладят все платья, рубашки и брюки
И тут же другую работу найдут…
Я глажу уставшие мамины руки, –
Пускай хоть немного они отдохнут.

КАРТОЧКА 2

Подчеркни в каждой строке два слова.

Б р л р п д в л а с к о в а я д л д п м а м а з д

См п ф к ц с и л ь н ы й л в п а п а

Д л ш в е с ё л ы й п к ц й д е д у ш к а в к

Ж ш р н д о б р а я д л н в б а б у ш к а д ж

КАРТОЧКА 3

Вставь пропущенные буквы А- Я

Когд_ одн_жды детей спросили, что т_кое семь_, то ответ их был т_ким: «Семь_ – это т_кое сообщество людей, в котором живёт сч_стье». В этом сообществе нет р_внодуши_, _ есть любовь, добро и вз_имопомощь.

снежки

О-

КО- -ЛЯ

ТО-

ВА-

МИ-

ПА- -ША

СА-

ГО-

А-

МА- -НЯ

ТА-

СО-

Конспект логопедического занятия с детьми ОНР во втором классе

Тема:

Дифференциация гласных а-я

Цель:

учить дифференцировать буквы а-я; продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию; развивать звуковой и слоговой анализ и синтез; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

Буквы А-Я; мяч, карточки с заданиями, тетради.

Ход занятия:

1 часть. Орг.момент:

отгадайте слово по действию, определите гласные:

Хрюкает, чавкает – свинья

Плодоносит, растет – яблоко

Прыгает, растет – заяц

Какие были слова? Что лишнее, почему?

2 часть. Работа над материалом:

Допишите буквы, чтобы получилось слово. (в тетрадях у детей написано слово заяц, мяч)

Какие буквы дописали? Что мы знаем о букве Я? В каком слове Я – служит для смягчения согласных?

В каком слове Я – хитрая?

Сегодня, мы еще раз поговорим о парных гласных а-я.

Послушайте слоги:

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, та, фя, вя

Скажите какой гласный вы слышите?

Как звучат гласные, которые вы слышали в начале и потом?

Какой гласный влияет на смягчения согласных?

Сравните слова МАЛ – МЯЛ, РАД – РЯД, ЗАВАЛ – ЗАВЯЛ, САД –СЯДЬ – по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова?

Развитие фонематического восприятия. (с мячом).

Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

Та – тя – та ма – мя – ма бя –ба-бя

Тя-та-т я мя –ма – мя ба –бя –ба

Ра – ря – ра – ря

Ря – ра – ря – ра

Работа по карточки

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Проверка задания.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой –а – в один столбик; с буквой –я – во второй; с буквами – а- я – в третий столбик.

Проверка задания.

Итог занятия:

Какие буквы мы с вами учились различать на письме?

Что дает буква –я -?

Когда она бывает хитрая?

прислала
Ольга Иванова
учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение и активизация словаря по теме: “Семья”;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия).

Воспитательная:

  • создание ситуации успеха.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по тундре на вертолете, побываем с вами у самых близких родственников. Вот наша карта следования – карта путешествия:

2. Вступительная беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы детей)

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка и папочка)

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

Как родители ласково называют своего сына? (сыночек)

Ребята, всех кого вы назвали: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, брат и сестра – это самые близкие родственники - семья. И мы отправляемся в путешествие…

Уточнение произношения звуков [а], [я].

Вначале необходимо сесть в вертолет, а для этого мы должны назвать свою фамилию, своё имя и отчество, а также представить своих родителей. (Учитель первый выполняет задание и выслушивает ответы детей) Молодцы!

Итак, в путь! Чтобы наш вертолет взмыл в небо, необходимо вспомнить, как произносятся звуки [а], [я].

Широко открой рот;

Положи язык спокойно внизу;

Кончик языка удерживай за нижними зубами.

Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!

Соедини два звука [й] и [а].

Выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].

3. Пальчиковая гимнастика.

Итак, мы в поднялись в небо. Лететь нам долго, давайте этим воспользуемся и отдохнем. В этом нам поможет очень интересное стихотворение. Поставили ручки на локоток и приготовили пальчики:

Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!

4. Дифференцированное написание букв “А” и “Я”.

О, что я вижу… Вот вдали виднеются рыбачьи лодки. Это рыбаки собрались на рыбалку.

Поможем рыбакам поймать рыбу. Для этого необходимо закончить строчки.

Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5. Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

Мы подлетаем к стойбищу и побываем в гостях у оленеводов.

У вас есть дяди и тети, которые занимаются оленеводством. Как их зовут? Им тоже не терпится увидеть, чему вы научились в школе.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки” Ольги Айваседо:

Твои руки, словно жизненная карта,
По ним прочтешь свою судьбу,
На них мозоли, рубцы и ранки -
К губам я их преподнесу.
Порой они шершавы, зябки,
Ты в них хранишь свое добро.
Но нет нежнее и приятней,
Чем материнских рук тепло.
Причешешь волосы дочурке,
Красиво в косу заплетешь,
Подбросишь шустро дров в печурку
И нежно песенку споешь.
Все ладно, все они умеют:
Погладить, постирать и шить,
И хворь, и боль они рассеют,
Научат сердцем жизнь любить.

А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6. Чтение слогов.

Внизу виднеется вышка, здесь добывают нефть? А как зовут людей, которые этим делом занимаются? Правильно, мы прилетели в гости к нефтяникам.

Чтобы с ними встретиться, нам нужно удачно приземлиться. Посадочная полоса состоит из слогов. Давайте их прочитаем. В этом нам поможет наш вертолет. (Учитель обращает внимание детей на правильное произношение согласных звуков – мягкость и твердость при произношении согласных звуков.)

БА
ВА
ГА
ДА
ЖА
ЗА
КА
ЛА
МА
НА
ПА
РА
СА
ТА
ФА
ХА
ЦА
ЧА
ША
АБ
АВ
АГ
АД
АЖ
АЗ
АК
АЛ
АМ
АН
АП
АР
АС
АТ
АФ
АХ
АЦ
АЧ
АШ
БЯ
ВЯ
ГЯ
ДЯ
ЖЯ
ЗЯ
КЯ
ЛЯ
МЯ
НЯ
ПЯ
РЯ
СЯ
ТЯ
ФЯ
ХЯ
ЦЯ
ЧЯ
ШЯ
ЯБ
ЯВ
ЯГ
ЯД
ЯЖ
ЯЗ
ЯК
ЯЛ
ЯМ
ЯН
ЯП
ЯР
ЯС
ЯТ
ЯФ
ЯХ
ЯЦ
ЯЧ
ЯШ

С удачной посадкой вас, ребята! Давайте познакомимся, кто здесь работает:

7. Повторение и обобщение материала.

Пора возвращаться. Давайте, вспомним все наши остановки и тех, о ком мы сегодня говорили.

Чтение и письмо букв “А” и “Я”.

На карточках написаны знакомые слова. Подставьте, где необходимо букву “А” или “Я”:

ягод В грибов. тундре много и
много В рыбы. Пур реке

Работа над текстом.

Игра “Кто с кем”. На картинках нарисованы родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Рассмотри внимательно рисунки.

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Чем они занимаются?
  3. Кто из них старше, а кто младше?

8. Итог урока.

Молодцы, наш вертолет произвел посадку в нашем родном поселке Самбурге.

Мы сегодня очень хорошо поработали.

Какие задания мы выполняли?

Эмоциональная самооценка.

Проанализируйте и выберите, какая оценка тебе больше подходит, и приклейте себе в тетрадь.

9. Домашнее задание.

Задание на карточках.

Подчеркнуть кто старше.

Дедушка или внук

Папа или сын

Дедушка или папа

Бабушка или внучка

Мама или дочка

Бабушка или мама

Подчеркнуть кто младше.

Внук или дедушка

Папа или сын

Папа или дедушка

Внучка или бабушка

Мама или дочка

Мама или бабушка

Литература:

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. М., “Грамотей”, 2004 г.
  2. Пуровские Россыпи. 2002 год.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004 г.

по коррекции речи учащихся

«Дифференциация гласных а – я

в словах, предложениях»

учитель - логопед

РГОУ « Алатырская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат»

Чувашия, г. Алатырь,

ул. Дорожная д.17

дом. телефон: 2-85-30

Тема: Дифференциация гласных а - я в слогах, словах, предложениях (4 класс)

Цели: 1. Закрепить знания детей о звуковом Составе гласных а – я ; продолжить учить различать а – я в слогах, словах, предложениях устно и на письме.

2. Расширять активный словарь учащихся, внимание, логическое мышление.

3. Развивать интерес к учению, увлекая учащихся игровыми задачами и

ситуациями.

Оборудование: индивидуальные зеркала, рабочие тетради, классная и магнитная доски, предметные картинки, таблички с надписями игровых заданий, речевой материал (загадки, чистоговорки, тексты).

План занятия:

I. Оргмомент.

II. Речевая зарядка.

Повторение пройденной темы.

III. Закрепление темы: « Различай а – я ».

Выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

IV. Физпауза.

Зарядка для пальцев и кистей рук.

V. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия:

I. – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым займет своё рабочее место тот, кто правильно отгадает загадку. За правильный ответ также я буду показывать картину с изображением предмета, о котором говорится в загадке.

Слушайте внимательно.

Загадки:

1) Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

(куриное яйцо)


2) Всегда он в работе, как мы говорим,

а отдыхает, когда мы молчим.

3) Она, как змейка,

в траве мелькает,

хвостом виляет.

Хвост оборвёт -

другой наживёт.

(ящерица)

4) Само с кулачок,

красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

а откусишь – сладко.

II. – Молодцы, ребята! Все загадки отгадали верно. Вот те предметы, о которых говорилось в загадках (на магнитную доску вывешиваются предметные картинки с изображением яйца, языка, ящерицы, яблока).

А теперь посмотрите на эти картинки, ещё раз вспомните слова, называющие их, и скажите, какая гласная повторялась во всех словах – отгадках?

Правильно, гласная – я - .

С какой гласной мы её размечаем?

Правильно, ребята, мы различаем а – я . Это первая пара гласных первого и второго ряда, которые мы будем различать. (Обращаемся к таблице гласных первого и второго ряда) :

Ребята, назовите гласные первого ряда, второго ряда. А сейчас вместе со мной скажем чистоговорку про гласных второго ряда.

Чистоговорка:

я – я – я, я – я - я

Все умею делать я.

ё – ё – ё, ё – ё - ё

Глажу с бабушкой бельё.

ю – ю – ю, ю – ю - ю

Вместе с мамой куклам шью.

ю – ю – ю, ю – ю - ю

С папой песни я пою.

е – е – е, е – е - е

Помогаю всей семье.

III. – Сегодня на занятии мы будем учиться различать гласные а – я, выполняя устные и письменные задания. А сейчас открываем рабочие тетради и записываем тему занятия: « Различай а – я ».

(Название темы вывешивается на доску: « Сегодня на уроке»).

Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вместе вспомним, чем отличаются друг от друга гласные а – я . В этом вам поможет вот эта табличка (на магнитную доску вывешивается таблица):

Сколько звуков в гласной - а - ? (один (а); два (й, а))

Как произносится и слышится согласный перед гласной - а - ?, - перед гласной - я - ? (твердо, мягко).

Хорошо, ребята. А теперь давайте повторим правило, которое поможет нам не ошибиться в написании гласных а – я в слогах, словах, т. е. на письме.

(Правило на табличке вывешивается на доску « Сегодня на уроке»:

Если согласный слышится твёрдо, то пишем – а -, если мягко то пишем – я -.

гласные а – я учащиеся подставляют в правило сами, а затем правило хором зачитывается).

1.) – Итак, все правила о различении гласных а – я мы повторили, теперь можем переходить к практической части нашего сегодняшнего занятия.

Но прежде чем выполнять письменные задания, проведем небольшую разминку, игру

« Наоборот» . Объясняю правила этой игры - разминки: я бросаю кому-то из вас мяч и называю слог с твёрдой согласной, а вы должны назвать слог с мягкой согласной и бросить мне мяч назад.

Например: ма – мя.

(учитель – логопед с детьми играют).

Скажите, с какой гласной были слоги, которые называла я? (с гласной – а - ). Почему вы так считаете? (потому что согласные слышались твердо).

С какой гласной были слоги, которые называли вы? Почему? (- я - , мягко).


2.) Игра « Закончи слово»

Ребята, у меня случилась беда. Из слов, которые я для вас приготовила, выпали слоги. И теперь эти слова нужно снова собирать из слов. Первый слог в словах у меня сохранился, а второй слог мы должны выбрать из тех, которые перепутались. Вот эти слоги, которые выпали из слов и перепутались: (на магнитную доску закрепляются таблички со слогами: ля, на, ня, да, ря ).

Ну что ребята, вы согласны мне помочь? Итак, я называю первый слог, а вы подбираете из данных – второй, чтобы получилось слово. После чего мы это слово запишем в тетрадь и подчеркнём гласные а - я .

Слова: Валя , Оля , Я на , ба ня , ня ня , вода , беда , ра на , стра на , моря , за ря .

IV. – Давайте, ребята, сделаем зарядку, чтобы наше тело, наши руки и ноги немного отдохнули. Выполняем вместе со мной следующие движения под слова:

Раз – два, раз – два! (Наклоны туловища ).

Замелькали пятки. (Бег на месте).

Как чудесно босиком (Бег на носках и на пятках).

Бегать на зарядке!

Умеют все ребятки (Соответствующее движения).

С носочков встать на пятки,

Вдохнуть и потянуться, (Руки вверх и потянуться).

Присесть и разогнуться.

Вот так, вот так.

Присесть и разогнуться. (Соответствующие движение).

А теперь зарядка для пальцев рук.

1) «Поздороваться с большим пальцем ».

2) «Мальчик-с-пальчик, где ты был?».

3) «Получился кулачок».

4) Круговые движения кистями рук.

3.) – Ребята, вы очень хорошо справились с предыдущим заданием и правильно составили слова из данных слов. И поэтому я думаю, что и следующую игровую задачу «День рождения» вы обязательно решите.

Да, да, именно задачу, я не оговорилась. Вы думаете, только по математике решаете задачи. Нет, не только….

Сейчас вам предстоит решить, кого позвали в гости, и какие подарки они принесли? Слушайте внимательно.

И. задача.

Три девочки: Маша, Оля, Катя (таблички с именами вывешиваются на магнитную доску) решили отметить свои дни рождения и позвать в гости своих друзей. Имена этих друзей вот на этих карточках. (карточки с именами разложены на столе учителя – логопеда). Мы с вами должны узнать, кто из них пошёл к Маше, кто - к Оле, кто – к Кате.

Но чтобы ответить на этот вопрос, надо знать условие задачи, так?! А условие следующее: К Маше пришли гости, в именах которых только гласная –а - ; к Оле –только – я - ; к Кате –и – а - ; и – я -.

(На магнитной доске под табличками с именами трех девочек закрепляются таблички с гласными, о которых говорилось в условии задачи).

Итак, выбираем гостей….

(трое учащихся подходят к столу с карточками и совершают отбор, после чего зачитывают имена гостей, и все вместе проверяем).

А теперь в тетрадях образуем три столбика и подписываем гласные: - а - ; - я -; а – я . Я зачитываю отобранные вами имена, а вы записываете их в столбики.

С какой буквы будем писать эти слова? Почему? (Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы).

(Учитель - логопед диктует, дети пишут)

Но это ещё не всё. В гости, да ещё и на день рождения ходят, конечно же, с подарком. И вот следующий вопрос этой же задачи: что подарили Маше, Оле и Кате? Условие остается это же, только слова вы назовёте сами по предметным картинкам. (Ведётся аналогичная работа, что и при выполнении первого задания).

Карточки с именами: - Зоя , Ксения , Я ков, Я ким, Оля , Коля , Федя , Лёня .

- Я росла в, Я двига , На та лья, Да рья , Я на , Я росла ва , Ва ля , Ва ся , А ня .

Миша , Мила , Нина , Ла ра , Рома , Са ша , Серёжа .

Предметные картинки: - мя ч, я блоко, лилия .

Роза , ва за , кукла .

Пла тья , я года , коля ска .

4.) Игра « Подбери слово в предложение»

Ребята, мы с вами различаем гласные а – я , потому что, сделав ошибку, мы можем изменить значение всего слова, а значит нарушить смысл целого предложения. Сейчас мы будем добавлять в предложение недостающее слово. (Одно из двух). Эти слова особенные. Можно сказать братья – близнецы и отличаются друг от друга лишь одной гласной, поэтому чтобы правильно поставить слово в предложение, нужно понять значение этого слова.

Итак, я предлагаю вам два слова и два предложения, после чего мы вместе выясняем значение этих слов, читаем предложения и думаем, какое слово в какое предложение подходит. Затем готовые предложения записываем в тетрадь и подчеркиваем гласные, которыми отличаются друг от друга слова – близнецы.

Слова: Предложения:

Наш Рома ……. .

ма л - мя л

Валя …. глину.

Коля ….. .

ра д - ря д

Он попал в первый ….. .

У дома ….. .

са д - ся дь

Алла, ….. на стул.

(слова с предложениями записаны на табличках и вывешиваются по очереди на магнитную доску).

V. – Ребята, какие гласные мы сегодня различали в слогах, словах, предложениях?

Какое правило, мы с вами выучили и запомнили, чтобы не ошибиться в написании этих гласных в словах? Давайте вместе его повторим ещё раз.

Молодцы, ребята Вы хорошо работали сегодня. На этом наше занятие окончено.

Публикации по теме