Профессии делят на группы по. Образовательный портал. Требования к психологическому портрету представителей профессий «человек - художественный образ»

Как гласит детская пословица: "Все профессии нужны, все профессии важны". Безусловно, это правда. Сложно представить жизнь современного человека без работы в какой-либо профессии. Даже вроде бы самая бесполезная работа вносит огромный вклад в жизнь каждого из нас. Какая есть классификация профессий?

Общее понятие

Классификация - это осмысленное разделение тех или иных вещей на группы и виды по определенным признакам. Понятия "профессия" и "классификация профессий" тесно связаны между собой. Профессия - это род деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний, а также умений и навыков, приобретенных в результате обучения и практических занятий. В зависимости от рода деятельности профессии поддаются группировке. Также большую роль в разделении имеет классификация профессий по предмету труда. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в данной статье.

Виды классификации рабочих профессий

Мир профессий разнообразен, в нем присутствует более семи тысяч наименований. В 1957 году была принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. Это - вид разделения профессий на группы. Сам процесс разделения на группы может проходить разным путем, в зависимости от признака, взятого за основу. Это может быть классификация:

  • По первой букве названия вида деятельности (в алфавитном порядке например).
  • По характеру или физическому).
  • По отрасли хозяйства (промышленность, наука, строительство, животноводство и растениеводство, лесное хозяйство, транспорт и связь, здравоохранение, управление, торговля и так далее).
  • По признаку материального производства (например, сельское хозяйство, промышленность, лесное хозяйство, строительство и так далее. Нет материального производства у здравоохранения, науки, торговли, средств массовой информации и т. д.).
  • По уровню и характеру требуемой квалификации: высококвалифицированные (финансовый аудитор, химик, брокер, инженер и прочие); квалифицированные (страховой работник, кадровики, администратор, оценщик, технолог и другие); малоквалифицированные (почтальон, работник магазина и так далее); неквалифицированные (дворник, уличный торговец, уборщик, курьер и другие).

Во всем есть свои недостатки

Каждая вышеуказанная классификация профессий имеет свои недостатки.

Первый вариант неудобен тем, что сфер деятельности очень много (около семи тысяч), и каждую распределить в алфавитном порядке будет сложно, и в итоге получится неимоверно огромный список.

Недостаток второго способа заключается в том, что при перечислении автоматически стираются границы умственного и физического труда.

Третий способ имеет два недостатка:

1. Есть профессии, которые относятся к нескольким отраслям хозяйства (например, слесарь. Сфера деятельности распространена в нескольких отраслях народного хозяйства).

2. Неточность, так как некоторые виды деятельности проникают в другие сферы (например, школьная медсестра, сотрудник отрасли здравоохранения, но при этом работает в научной сфере деятельности).

С четвертым способом также можно поспорить. К производству имеет отношение каждая профессия, только в одном случае это материальные вещи (например, сфера промышленности, строительства), а в другом случае это неосязаемые ценности (например, наука, средства массовой информации). Вне зависимости от того, можно ли "пощупать" то, что производится, каждая сфера деятельности важна для человечества.

В пятом случае также есть свои нюансы. Нередко встречается такая ситуация, когда человек - на все руки мастер, и действительно качественно делает свою работу, но его не могут принять в штат, потому что нет "корочки" об образовании. В то же время приходит дипломированный специалист, который на деле ничего не умеет.

Разделение профессий по трудовым условиям

Также существует классификация профессий по условиям труда. Она включает в себя всего четыре вида:

  1. Микроклимат бытового типа. Это та профессия, работники которой трудятся в помещениях в привычных условиях (либо офисная работа). Например, программист, бухгалтер, врач, учитель и другие.
  2. Работа на открытом воздухе. Основную часть времени работник проводит на свежем воздухе, а не в помещении. Например, торговый представитель, почтальон, дворник, лесник и прочие.
  3. Небольшие замкнутые пространства, кабины. Основное время у работника проходит в маленьком помещении. Например, водитель, консьерж, оператор и так далее.
  4. Необычные условия труда. Под необычными условиями труда подразумевается подземная работа, работа в водных условиях либо на большой высоте. Например, шахтер, промышленный альпинист, горный спасатель, водолаз и другие.

В любом случае, в зависимости от того, как нужно сделать классификацию видов профессий, выбирается любой вышеперечисленный способ. Но об этом по порядку.

Какими они бывают? Помимо вышеперечисленных вариантов классификаций профессий есть еще способ психологического разделения на группы. Разделение видов деятельности на группы по психологическому принципу предназначено для профориентационной работы. Такой вид распределения важен для теории психологии труда, а также для понимания роли психологических факторов в том или ином виде труда.

Психологический анализ трудовой деятельности в любой профессии является неотъемлемой частью и первичным этапом работы в области психологии труда. Анализ выступает в роли основы, на которой строится любое дальнейшее исследование.

Многообразие профессий ставит перед психологией труда задачу классификации профессий, выявление общих черт и различий между профессиями и видами деятельности. Психологическое изучение определенных видов трудовой деятельности называется описанием профессий (профессиографией), а полученный результат - профессиограммой. В профессиограмму входит целый ряд характеристик, касающихся видов труда: технические и экономические, социальные, психологические, а также гигиенические условия труда. На полученный результат влияет совокупность особенностей личности и психических процессов, которые активизируются при определенном виде труда.

Понятие профессионально важных признаков

Профессионально важные качества представляют собой отдельные черты характера и личности человека, психические и физические качества, соответствующие требованиям к личности, занимающей ту или иную должность в профессии.

К важным признакам профессионала относится пять пунктов:

  1. Отношение к профессии, труду, интересы, касающиеся данной области деятельности.
  2. Моральный образ человека как части коллектива.
  3. Дееспособность, касающаяся определенной должности (гибкость ума, находчивость, умение саморазвиваться - интеллектуальной сферы деятельности; физиологическая развитость, выносливость - для физического труда).
  4. Единичные, частные, специальные способности, если таковые необходимы для требуемой должности или профессии в целом.

  5. Знания, умения, навыки и опыт работы в аналогичной должности.

Новый вид классификации профессий

Александрович, академик, специалист по психологии труда, профессор психологических наук, сделал массу открытий в сфере психологии и не оставил без внимания психологию труда. В 1970 году он запатентовал свою классификацию профессий по предмету труда, которой пользуются и по сей день. Его субъектно-деятельностная концепция профессионального труда является обширной и захватывает практически все профессии, разделяя их на определенные группы. Как утверждает сам Климов, каждый человек способен найти ту профессию, в которой ему будет комфортно, а трудовая деятельность будет приносить удовольствие. С концепцией Климова можно составить примерную формулу желаемой профессии, а также определить работу своей мечты.

Распределение профессий Климова

Правильное составление и дальнейшее пользование профессиограммами предполагает определенные знания в использовании классификации. Наиболее распространенной для профориентации является классификация профессий по Климову. В соответствии с объектом труда выделяют пять типов.

«Человек - Природа»

К этому типу относятся люди, чья трудовая деятельность связана с животным и растительным миром, а также микроорганизмами и условиями их существования. Работнику этой профессии мир видится со стороны биологического развития, нововведений и утрат в этой области. Представители профессий данного типа умеют создавать и корректировать условия жизни и развития живых организмов, при этом применяя разнообразные технические средства. Если брать во внимание сельское хозяйство, то не все глубинки оснащены необходимой техникой, поэтому физический труд в этой сфере тоже имеет место. А также не стоит недооценивать интеллектуальный аспект данной классификации профессий. Поскольку условия труда являются нестандартными, часто приходится замечать самые малозаметные, но очень важные изменения у живых организмов. Требования к работнику этой структуры также нестандартны: от особенных навыков (например, рисования, чтобы можно было зафиксировать то, что видно под микроскопом) до управления техникой. Что касается профессиональных качеств, то работник должен любить природу, обладать настойчивостью в достижениях целей, творческим мышлением и терпением. К профессиям сферы «Человек - Природа» относятся: ветеринар, агроном, биолог, пчеловод и многие другие.

«Человек—Техника»

К этому типу относятся виды деятельности, связанные с ремонтом и обслуживанием технических устройств и их эксплуатацией, а также создание, монтаж и сборка, проектирование и конструирование устройств и технических систем, отдельных частей механизма. Наблюдательность, острый слух и зрение относятся к основным профессиональным качествам работника данной сферы. Также для успешной работы необходимы точные и высокие знания в технической сфере. К профессиям типа «Человек—Техника» относятся слесарь, ремонтник, водитель, техник и прочие.

«Человек - Знаковая система»

Объектом труда данного типа классификации являются знаки - цифры, формулы, устная и письменная речь, рисунки, чертежи, карты и так далее. Основой рабочей деятельности является интеллектуальный труд, с помощью которого происходит создание всевозможных систем знаков. Профессиональными качествами работника данного типа профессии являются усидчивость, внимательность, умение длительно сосредоточиться, любовь к одиночной работе. К профессиям типа «Человек - Знаковая система» относятся программист, системный администратор, бухгалтер, стенографист, радист, чертежник, закройщик, редактор и прочие.

«Человек — Художественный образ»

Объектами труда работников данной сферы являются художественные образы, формируемые в литературе, изобразительном искусстве, музыке и актерском мастерстве. Цели данной профессии - создание красоты, привнесение гармонии в окружающий мир, сохранение культурного наследия человечества и создание эстетики. Профессионал в этой сфере должен обладать несомненным врожденным талантом, любовью к красоте и искусству, художественным вкусом и богатым воображением. К профессиям типа «Человек — Художественный образ» относятся актер, фотограф, художник, журналист и даже ювелир.

«Человек — Человек»

Работники этого типа профессии трудятся непосредственно с людьми. Основной задачей является взаимодействие с людьми или обслуживание других людей. Определенные типы профессий связаны между собой сутью работы, хотя сама трудовая деятельность абсолютно разная. Целью работы этой классификации профессий может стать лечение, обучение, управление, информирование и т. д. Профессиональные качества, которыми должен обладать работник - это коммуникабельность и культура общения, понимание настроя человека и его потребности, развитая познавательная деятельность, дружелюбие, умение слушать и стрессоустойчивость. К профессиям типа «Человек — Человек» относятся учитель, милиционер, врач, продавец, работник в сфере оказания услуг, страховой агент и многие другие.

К выбору будущей профессии следует относиться крайне серьезно. Без любви к работе пропадет любовь к жизни. При выборе типа профессии по классификации можно понять, что именно нужно вам.

Конспект урока предпрофильной подготовки

Классификации профессий. Признаки профессии.

Смирнова Елена Михайловна, заместитель директора по УВР,

учитель предпрофильной подготовки, учитель начальных классов

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация — это осмысленный порядок вещей.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются, как и слова «олигарх», «авторитет» и т. д. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

· полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

· щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

· тщетные науки (алхимия, астрология);

· нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

· вредительские науки (колдовство).

У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

· Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

· Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

· Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

· Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

· Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно или у доски заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором — целей труда, на третьем — средств труда, на четвертом уровне — условий труда, по ходу объяснения подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие «предмет труда» является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это — второй уровень.

1. Гностические профессии (Г)

Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2. Преобразующие профессии (П)

Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: «Природа» — животновод, растениевод, зоотехник; «Техника» — слесарь, станочник; «Человек» — учитель, тренер; «Знак» — верстальщик, бухгалтер; «Художественный образ» — художник-оформитель, модельер.

3. Изыскательские профессии (И)

Цель труда профессий этого класса — поиск чего-то нового, неизвестного. «Природа» — инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; «Техника» — инженер-конструктор; «Человек» — агент по снабжению, организатор производства; «знак» — программист, математик; «Художественный образ» — композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Вещественные орудия труда — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.

Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы — маркшейдеры, — пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем — все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Различают четыре группы условий труда:

Б — обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О — открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н — необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

М — повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное — выделить основные признаки и второстепенные.

3. Учитель работает:

4. В мире насчитывается:

Приложения:

1. Рабочая карта урока (для учащихся)

2. Презентация

_________________________________ _____________________________

Ф.И. класс

Задание №1. «Назови профессию».

Задание №2. «По горячим следам».

Перечислите предметы труда по классификацию Климова.

Задание №3. «Пирамида Климова».

Задание №4. Контрольные вопросы.

1. Основание «пирамиды Климова» составляют:

а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) цели труда.

2. Предметом труда водителя является:

а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

3. Учитель работает:

a) в бытовых условия; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

4. В мире насчитывается:

а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий.

5. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

2.9 Классификация профессий

Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы . Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Типы профессий ( по предмету труда).

1. «Человек - человек» (Ч).

Главный предмет труда - люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

2. «Человек - технические системы» (Т).

Главный предмет труда - технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: - токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

3. «Человек - природа» (П).

Главный предмет труда -- живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

4. «Человек - знак» (З)

Главный предмет труда - условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек - художественный образ» (Х)

Главный предмет труда -- художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Классы профессий

(по трудовым операциям или цели труда)

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

профессий

Типы

профессий

Гностические

(Г)

Преобразующие

(Пр)

Изыскательские (творческие)

(И)

Человек - Техника

Работник ОТК

Слесарь, водитель, монтажник.

Конструктор, изобретатель.

Человек - Человек

Следователь

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Психолог, предприниматель.

Человек - Природа

Приемщик с/х продукции

Полевод, ветеринар.

Селекционер

Человек - Знак

Корректор

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Физик-теоретик

Человек - Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

Отделы профессий

(по средствам труда)

1. Ручной труд (Р) - ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) - механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) - автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: - чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр: Р: Б.

Психолог - Ч: Пр: Ф: Б

Токарь - Т: Пр: М: Б

Слесарь - Т: Пр: Р: Б

Сталевар - Т: Пр: А: Н

Художник - Х: Тв: Р: Б

Следователь - Ч: Гн: Ф: Б

Страница 5

Психологические материалы » Особенности темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере » Теоретические основы проблемы особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Подходы к типологизации личности в профессиональной

1. Гностические профессии (Г) – от др. греческого "гнозис" - знание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относится к гностической.

Ч-П: лаборант, дегустатор.

Ч-Т: контролер готовой продукции, мастер-диагност.

Ч-Ч: следователь, социолог.

Ч-З: корректор, бухгалтер-ревизор.

Ч-Х: искусствовед, театровед.

2. Изыскательные профессии(И). В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предлагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Этот класс невелик по количеству профессий.

Ч-Т: инженер-конструктор.

Ч-Ч: воспитатель, агент по снабжению.

Ч-З: программист, математик.

Ч-Х: дизайнер, композитор.

3. Преобразующие профессии (П). Цель деятельности в этом классе: изменение свойств, состояния предмета труда или сохранение его свойств, состояний в определенных предметах.

Ч-П: зооинженер, агроном.

Ч-Т: слесарь, токарь.

Ч-Ч: учитель, психолог.

Ч-З: чертежник, бухгалтер.

Ч-Х: цветовод-декоратор, художник-оформитель .

Третий ярус классификации. Отделы профессий.

Класс профессий в свою очередь подразделяется на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры: фельдшер-лаборант, слесарь, картограф.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем: оператор станков, машинист котельной, аппаратчик.

4. Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мыслительные эталоны: певец, учитель, актер .

Четвертый ярус классификации. Группы профессий.

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:

1. Работав условиях микроклимата, близких бытовым "комнатным" (Б). Лаборанты, бухгалтера, операторы.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О). Агроном, монтажник, инспектор ГАИ.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.д. (Н). Водолаз, пожарный, шахтер.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности (М). Учитель, следователь.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную "карту" мира профессий, а так же составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии – мечте .

Описательные психологические характеристики типов профессионалов (по Е.А. Климову):

1. Представители профессий типа "Человек-природа".

В профессиях данного типа мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны имеющих место биотических и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Профессионалы выделят и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях "судьбы" чего-либо живого.


Ингалянты
Научные исследования показали, что вдыханием паров различных растворителей (т. н. токсикомания) обычно занимаются дети и подростки, преимущественно мужского пола, средний возраст которых составляет 13 лет. Для приведения себя в состояние опьянения они вдыхают пары растворителей лака для ногтей, синтетического клея, бензина, различных оч...

Концепция ИСД Климова Е.А.
В 1969 году в монографии, посвященной стилю деятельности, Е.А. Климов подчеркнул, что стиль деятельности связан со многими особенностями личности, а не только с типологическими свойствами нервной системы. Не существует индивидуального стиля, однозначно определенного только природными особенностями человека, стиль является интегральным э...

Психодиагностика: понятие, цели, методы
В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них: · Психодиагностика – это совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психику человека. · Психодиагностика...

Разделы: Технология

Класс: 9

Цель урока: Создать условия для формирования информационной компетенции учащихся для осознанного выбора профессии на основе знакомства с миром профессий.

Оборудование:

  • словарь профессий,
  • компьютер для демонстрации презентации "Классификация профессий"

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название - в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация - правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация - это осмысленный порядок вещей. Слайд 3.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

Задание № 1. "Назови профессию". Все учащиеся по очереди называют профессии. Кто не смог в течение трех секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. Если ребята называют не профессию, а должность (начальник, директор, президент), такие ответы не принимаются. Игра идет до тех пор, пока не останется один победитель.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет - и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).

  • Слайд 4. Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  • тщетные науки (алхимия, астрология);
  • вредительские науки (колдовство).

Слайд 5. У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

Слайд 6. По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда - "техника", "человек", "природа", "знак", "художественный образ". Это - первый уровень классификации.

1. ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

Какой тип мышления характерен для профессионалов в области техники?

2. ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?

3. ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?

4. ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

Какой тип мышления характерен для специалиста в области знаковой информации?

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Какой тип темперамента чаще всего встречается у людей искусства?

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

Слайд 8. Пирамида профессий

Задание № 2. "По горячим следам". Перечислите предметы труда по классификации Климова.

(По ходу объяснения учителя ребята самостоятельно заполняют все четыре этажа пирамиды, записывая на первом уровне сокращенные названия предметов труда, на втором - целей труда, на третьем - средств труда, на четвертом уровне - условий труда, подчеркивая предпочтительные для каждого предметы, цели, средства и условия труда.)

Выбирая профессию, прежде всего, имеют в виду предмет труда. Таким образом, понятие "предмет труда" является основанием для дальнейшей классификации, фундаментом пирамиды, придуманной профессором Е.А. Климовым.

ПРЕДМЕТ ТРУДА (ТЧПЗХ)

Слайд 9. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 10. Независимо от предмета труда все профессии классифицируются по трем целям труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Это - второй уровень.

1. Гностические профессии (Г) Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: "Природа" - биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; "Техника" - контролер радиоаппаратуры, испытатель; "Человек" - судебно-медицинский эксперт, социолог; "Знак" - корректор, аудитор; "Художественный образ" - искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

2. Преобразующие профессии (П) Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу - строитель, кузнец, художник, в других - результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: "Природа" - животновод, растениевод, зоотехник; "Техника" - слесарь, станочник; "Человек" - учитель, тренер; "Знак" - верстальщик, бухгалтер; "Художественный образ" - художник-оформитель, модельер.

3. Изыскательские профессии (И) Цель труда профессий этого класса - поиск чего-то нового, неизвестного. "Природа" - инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; "Техника" - инженер-конструктор; "Человек" - агент по снабжению, организатор производства; "знак" - программист, математик; "Художественный образ" - композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Слайд 12. Цели труда составляют второй этаж пирамиды Климова.

ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 13. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 14. На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Слайд 15.Вещественные орудия труда - это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) - скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) - швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) - автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.

Слайд 16. Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.

СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)
ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 17. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 18. Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года. Различают четыре группы условий труда:

Б - обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О - открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н - необычные условия (шахтер, космонавт, подводник, пожарный);

М - повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Слайд 19. Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы - маркшейдеры, - пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем - все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Слайд 20. Условия труда составляют четвертый уровень пирамиды Климова.

УСЛОВИЯ ТРУДА (БОНМ)
СРЕДСТВА ТРУДА (РМАФ)
ЦЕЛИ ТРУДА (ГПИ)
ПРЕДМЕТ ТРУДА (ПТЧЗХ)

Слайд 21. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 22. Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное - выделить основные признаки и второстепенные.

Контрольные вопросы.

1. Основание "пирамиды Климова" составляют:

а) условия труда;

б) предмет труда ;

в) средства труда;

в) цели труда.

2. Предметом труда водителя является:

а) техника;

б) человек;

в) природа;

г) художественный образ.

3. Учитель работает:

a) в бытовых условиях;

б) на открытом воздухе;

в) в необычных условиях;

г) в условиях повышенной ответственности.

4. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга ;

б) космонавта;

Публикации по теме