Политические взгляды и деятельность столыпина. Столыпин П.А. – как государственный деятель-реформатор. Киевское покушение и смерть

  1. Министр шестой части земного шара
  2. Премьер-министр Российской империи

П етр Столыпин стал самым молодым премьер-министром Российской империи. С его именем связаны последние крупные преобразования в стране. Среди них - аграрная реформа, освоение Сибири и заселение восточной части страны. Все годы на государственной службе Столыпин боролся с сепаратизмом и революционным движением.

Блестящая карьера чиновника Столыпина

Петр Столыпин родился в дворянской семье в Германии. Его отец был военным, поэтому семье приходилось часто переезжать. Раннее детство мальчик провел в усадьбе Середниково Московской губернии, затем семья перебралась в небольшое имение в Литве. Начальное образование Петр Столыпин получил на дому, в 12 лет он поступил во второй класс Виленской гимназии. Здесь он проучился пять лет, пока в 1879 году отца не перевели в Орел. Юноша поступил в седьмой класс Орловской мужской гимназии.

Окончив гимназию в 1881 году, Петр Столыпин вопреки дворянской традиции выбрал не военную службу, а поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета. Юноша учился прилежно, поэтому по окончании учебы Совет Петербургского университета утвердил его «кандидатом физико-математического факультета». К тому же Столыпин получил чин коллежского секретаря, который соответствовал X классу в Табели о рангах, хотя обычно выпускники заканчивали университет в чине XIV и очень редко XII класса.

Еще будучи студентом, Петр Столыпин поступил на службу в Министерство внутренних дел. Но молодого чиновника больше интересовало сельское хозяйство и землеустройство Российской империи, поэтому в 1886 году по прошению Столыпина его перевели в Департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ. Уже через два года он получил звание камер-юнкера Двора Его Императорского Величества, что соответствовало V классу по Табели о рангах. Таким образом, всего за три года Столыпин поднялся по Табели на пять чинов - небывалое достижение за столь короткий период.

Пётр Столыпин. Фотография: khazin.ru

Пётр Столыпин. Фотография: m1r.su

В 1889 году Столыпин вернулся на службу в Министерство внутренних дел. Сначала его назначили Ковенским уездным предводителем дворянства и Председателем Ковенского съезда мировых посредников, а в 1899 году - Ковенским губернским предводителем дворянства. В общей сложности Столыпин провел на службе в литовском Ковно 13 лет - с 1889 по 1902 год. Особое внимание он уделял сельскому хозяйству: изучал передовые технологии, закупал новые сорта зерновых культур, разводил племенных рысаков. Производительность крестьянских хозяйств увеличивалась, а сами они становились более обеспеченными.

Труд Столыпина государство отмечало новыми чинами и наградами. Он получал все новые титулы, звания и ордена, а в 1901 году стал статским советником. Спустя год министр внутренних дел Вячеслав фон Плеве назначил Столыпина губернатором Гродно. Прежде всего Петр Столыпин ликвидировал в губернии повстанческие общества. Затем стал развивать фермерство: закупил современные аграрные орудия и искусственные удобрения. Губернатор уделял внимание образованию крестьян: он открыл ремесленные училища и специальные женские гимназии. Многие дворяне-землевладельцы осуждали его реформы и считали, что «образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе…» . На что Столыпин отвечал: «Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведет к анархии» .

Вскоре Столыпина назначили губернатором Саратовской губернии. Когда он вступил в должность, страну захлестнула первая революция. Саратовская губерния оказалась одной из самых радикально настроенных: здесь находился один из центров революционного подполья. В городах начались стачки рабочих, в селах - крестьянские бунты. Губернатор лично успокаивал митингующих и выступал перед толпами бунтовщиков. Революционеры начали его преследовать.

Значимые исторические фигуры никогда не появляются в спокойные для государства времена, когда развитие идет в так называемом «повествовательном» ритме. Только события, имеющие принципиальную перспективу своего развития, способны рождать людей, которые либо идут во главе революционных событий, либо также отчаянно защищают существующую государственную реальность. Таким событием в российской истории была первая русская революция 1905-1907 гг., которая показала, на что способна объединенная против власти сила. События 1905 г. во многом ускорили появление фигуры Петра Аркадьевича Столыпина и формирование его мировоззренческих позиций. По сути его карьера будет длиться не более пяти лет. Умный, образованный, убежденный сторонник монархизма, пытавшийся через реформы остановить продвижение революции.

Имя П. А. Столыпина до сих пор вызывает дискуссии, многочисленные споры со стороны политиков, ученых, публицистов. Так, некоторые журналисты даже пытаются провести аналогию между реформами Столыпина и современными преобразованиями в сельском хозяйстве (в 90-е годы ХХ в.). Хотя думается, что знак равенства между этими событиями возможен только в постановке авторами реформ принципиальных задач своего времени.

Столыпин интересен и исследователям, и читателям. Не зря это имя попало в список выдающихся исторических деятелей, сыгравших значительную роль реформатора в истории нашего государства.

Внимание к Столыпину свидетельствует о востребованности его исторического опыта, которое связано с попыткой встать на путь эволюционного развития и избежать революционных ломок и взрывов, что немаловажно и в наше время.

Неординарна биография этой личности, к ней смело можно применить определение «впервые»:

30 мая 1902 г. Столыпин становится самым молодым губернатором российской империи, успев проявить себя в Ковно, Гродно, Саратове, где в 1905 году он лично участвовал в усмирении крестьянского волнения;

На самую вершину правительственной власти взошел в свои 44 года уже достаточно опытным, волевым и вместе с тем гибким администратором, имевшим опыт рационального ведения хозяйства «в собственных имениях»;

С 8 июня 1906 г. - впервые происходит совмещение в лице Столыпина двух постов: министра внутренних дел и председателя Совета Министров;

Только Столыпин, после покушения на него (на даче, на Аптекарском острове), мог отказаться и ответить на предложение императора Николая II о помощи деньгами в лечении оставшемуся в живых сыну следующими словами: «Кровью детей не торгую»;

Только он считал своим долгом укрепление кадрового состава полиции и повышение ее престижа в глазах российского общества;

Только Столыпин добился принятия закона о денежном пособии «детям чинов полиции и корпуса жандармов, погибших или пострадавших при беспорядках и покушениях на сих чинов, в размере «установленных» для детей лиц, погибших в войне с Японией;

Только он вызвал на дуэль Родичева, употребившего впервые определение «столыпинский галстук» (после создания военно-полевых судов на основе постановления Совета Министров 9 августа 1906 г.), хотя это грозило ему отставкой. Честь он ценил дороже высокой должности1;

Только он мог попросить заранее похоронить его там, где он погибнет, точно зная, что не умрет мирной смертью;

И только судьба его памятника и захоронения могли быть столь же трагичны, как и судьба его самого.

Литература о нем насчитывает более 1000 названий.

Отношение к его делам менялось вместе с изменениями в стране.

Неудивительно, что неоднозначную оценку как среди его современников, так и среди историков получила и сама личность Столыпина, и все реформы, им проводимые.

Многие современники отмечали, что он был большим прагматиком и реалистом, больше, чем его предшественники. Но говоря об этом, Кржижановский С. Е., например, подчеркивал, что он не был традиционным министром в отличие от предшественника. При этом он добавлял: «Дурново, был выше Столыпина по уму и по заслугам перед Россией… Столыпин был баловнем судьбы. Даже физические недостатки шли ему на пользу».

Политический противник правый кадет А. С. Изгоев (Ланде) писал: «…действительно Столыпин был несомненно даровитым человеком, отличным оратором, обладал незаурядным мужеством и бескорыстием. Вместе с тем он был очень честолюбив, любил власть, «цеплялся за нее». Он не столько боролся, сколько отступал и подлаживался. Был мистиком. Слова расходились с делом. Сильный ум, но какого-то второго сорта, смешанный с мелкой хитростью и лукавством»2.

Историки более разнообразны в своих определениях и выводах. В научной литературе мы сталкиваемся с самыми разными точками зрениями: от резкой критики, как это было особенно в советское время, когда это имя являлось символом репрессий царизма, до достаточно сбалансированных оценок его деятельности.

Кроме этого, сегодня мы можем встретиться с крайне идеализированной оценкой его деятельности, когда все рисуется только в «розовом свете» и когда авторы «поют» настоящий панегирик в адрес премьера3, а порой очень резко отзывающиеся при этом об имеющейся на сегодняшний день научной литературе. Так, биограф П. А. Столыпина Б. Т. Федоров подчеркивает, что многочисленными авторами выбрана тактика псевдонаучного подхода, когда используется полуправда и намеки, пытаются использовать слова врагов. Красноречивый пример такого рода - «научная деятельность покойного А. Я. Авреха. Он посвятил значительную часть жизни растиранию Петра Аркадьевича Столыпина в прах»4.

Многие советские и российские историки не обошли вниманием деятельность Столыпина, выделяя те или иные качества реформатора. С. Наумкин отмечает, что это был уникальный государственный деятель, сочетавший в себе такие редкие для наших высших чиновников качества, как государственное мышление и незаурядный интеллект, честность, мужество, глубокую религиозность и абсолютную убежденность в правильности избранного пути, высокую требовательность к себе и неизменную последовательность в деле защиты государственных и национальных интересов России. На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека в России. Он явил собой совершенно новый тип государственного деятеля - консервативного реформатора с либеральной программой, в основу которой был положен системный подход и политический прагматизм. «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать»5.

Историк С. Г. Кара-Мурза считает, что «создание мифа Столыпина» стало крупной акцией, антисоветской кампании конца ХХ в. Тот, чье имя сочеталось со словом «реакция», стал кумиром демократической публики! Ведь дошло до того, что в среде интеллигенции Столыпин стал самым уважаемым деятелем во всей истории России - 41% поставили его на первое место. Выше А. Невского, Петра Великого или К. Жукова6.

Интересны высказывания видного историка И. В. Островского: «Многим публикациям о Столыпине свойственен апломб, который просто удручает. Сам Петр Аркадьевич не раз высказывал сомнения о верности взятого курса. Почему же все ясно нашим авторам?7

Подобную точку зрения продолжают высказывать современные исследователи.

По мнению Шевырина, В. М. Столыпин шел неизведанным и опасным путем и ему мало кто помогал. Даже респектабельный С. Ю. Витте исходил желчью, нещадно бичуя столыпинскую политику, за глаза называя его «дураком и подлецом». Исследователь в своей работе также приводит слова Маклакова А., досконально изучившего программу Столыпина и хорошо знавшего его лично. Он полагал, что не произойди в 1914 г. европейской войны, Россия могла бы продолжить постепенно выздоравливать, без потрясений8.

Историк Каледин А. П. считает, что Столыпин, воспитанный в монархическом духе, выступал то в роли буфера между верховной властью и народным представительством, то в роли орудия самодержавия. Демонстрируя силу, твердость и решительность власти, премьер без колебаний шел на конфронтацию с депутатами, употребляя в своих выступлениях резкие высказывания: «Не запугаете!» Сама же столыпинская программа в скором времени привела к обострению противоречий не только между правительством и обществом, но и в самих правящих кругах. Реализация столыпинского курса не могла удовлетворить практически никого9.

Ряд историков соглашаются с С. Ю. Витте, что страна в годы правления Столыпина «двигалась в сторону «регресса», элементы «прогресса» если и были, то только в проводимой в те же годы столыпинской аграрной реформе, впрочем, они не считают ее только «столыпинской», называя ее реформой «Витте - Столыпина» из-за того, что в первую очередь именно Витте предлагал государю довести до конца полное освобождение крестьян, но царь положил письмо под сукно, вернувшись к письму только в 1902 г.

Витте считал, что разрушение общины должно идти путем «разрушения препятствий для этого, а не со скоростью «курьерского поезда», как это делал, по его мнению, Столыпин10. Идею соавторства Витте подчеркивают также исследователи А. Л. Сидоров и В. К. Шацилло.

Можно привести мнения историков, принявших участие в научной конференции «Столыпинские» чтения - П. А. Столыпин: традиции реформирования России», прошедшей в сентябре 2011 г. в Саратове. Доктор исторических наук П. П. Фролкин отметил, что, по мнению самого Столыпина, все его реформы должны были быть осуществлены комплексно и дать ощутимый эффект только в долгосрочной перспективе. Главное же заключалось в том, что правительство Столыпина пыталось добиться социальных изменений административными методами.

Зарубежная историография неоднозначна в оценке деятельности Столыпина. Так, старшее поколение американских историков колеблется в своих определениях от «реакционера» до «реформатора», стараясь утвердить позитивный взгляд на его политическую деятельность. Большинство вышедших в последнее десятилетие книг концентрирует внимание на отдельных сюжетах: аграрная реформа, Столыпин и парламентаризм, национальная политика. Но главным для многих из них оказывается вопрос, что произошло бы, если бы Столыпин не был убит и получил бы в свое распоряжение «двадцать лет покоя». Многие считают Столыпина «последним шансом» мирной трансформации России, который был трагически утрачен11.

П. А. Столыпин предлагал, как мы знаем, целый комплекс реформ, которые должны были модернизировать Россию. Правда, выступая 16 ноября 1907 г. на заседании III Государственной Думы с правительственной Декларацией, он заявил, что первой и основной задачей правительства является «не реформа», а борьба с революцией. «Противопоставить этому явлению можно только силу».

Реформы должны были затронуть все без исключения сферы российской жизни. Они касались местного самоуправления. Он считал необходимым расширить права земств, представил проект преобразований губернских и уездных земств и муниципальных дум. Предполагалась реформа образования на всех его ступенях, прежде всего его доступность, а затем введение обязательного начального образования. Намечалось также создание широкой сети профессиональных учебных заведений, дающих обязательный минимум общего образования. Изменения должны были произойти в страховании рабочих, в обеспечении их врачебной помощью, должны были быть преобразованы местные суды, т.к. как считал Столыпин, «в зависимости от принятия этого законопроекта стоит проведение в жизнь другого - о неприкосновенности личности - и целый ряд преобразований в местном управлении»12.

Столыпин говорит о полной поддержке православной церкви, обещает проявить «особую заботу» о вооруженных силах страны.

В своем первом выступлении в качестве председателя Совета Министров 6 марта 1907 г. он заявил, что «если мы хотим сохранить наше военное могущество, ограждая вместе с тем самое достоинство Родины, и не согласны на утрату принадлежащего нам по праву места среди великих держав, то нам не придется отступить перед необходимостью затрат, к которым нас обязывает все великое прошлое России».

Столыпин был последовательным сторонником неучастия России в каких-либо международных конфликтах при сохранении ее положения великой державы.

Но главной его реформой, смыслом его жизни была аграрная реформа, о которой уже много написано. Несколько штрихов.

Столыпин считал проведение аграрного закона 9 ноября 1906 г. «коренной мыслью теперешнего правительства,… осуществление которой правительство считало и считает вопросом бытия русской державы».

Вот как определял цель реформы сам Столыпин: «Правительство желает поднять крестьянское земледелие, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, т.к. где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тисков. Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд… В западных странах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем Вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма…. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия13.

Столыпин высказывал мысль о том, что массовое крестьянское движение - это отнюдь не революционная пропаганда, а нищета российской деревни. Главное препятствие - община. «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы». При этом премьер подчеркивал вновь и вновь, что насаждение «крепкого личного собственника» в деревне необходимо для переустройства России на «крепких монархических устоях» и для создания преграды развитию в стране революционного движения14.

Реформа сделала решающий шаг в формировании новой аграрной политики. Был подготовлен Указ об аграрных преобразованиях, который получил название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения». Но за скромным названием скрывалась настоящая революционная мера: уничтожение и замену общинной формы землевладения на частную.

Указ явился итогом острой политической борьбы в правительственных кругах. Он был проведен в обход Государственной Думы, согласно ст.87 Основных законов чрезвычайной акт. Его применение вызвало резкую критику и слева, и справа. С первых лет проведения реформ правительство пыталось подключить к нему земства.

Но чем больше давила на крестьян административная власть, тем большее сопротивление оказывали крестьяне.

Самым удачным годом для реформ оказался 1909 г.

Замысел программы Столыпина известен давно. Это европейский путь развития капитализма в деревне. В России 85% населения составляли крестьяне. По мнению, например, историка С. Г. Кара-Мурзы, развитие капитализма в России противоречило фундаментальным интересам крестьян, раз оно не поддерживало столыпинскую аграрную реформу. Деревня не хотела менять свой уклад. Ведь по сути, после установления советской власти крестьяне восстановили общину. В 1927 г. в РСФСР 91% крестьянских земель находились в общинном землепользовании. И если бы не грядущая война и жестокая необходимость в форсированной индустриализации, возможно, более полно сбылся бы проект государственного общинного социализма народников15.

Он также подчеркивал, что, поскольку помыслы Столыпина были направлены на модернизацию при сохранении помещичьей собственности, он стал вождем тех сил, которые начали уничтожать общину. В этом и была суть реформ. Но сама реформа не отвечала реальности. Крестьяне озлобились и на помещиков, и на правительство. В условиях революции начать жесткую реформу по развалу общины - значило пойти ва-банк. Разрушительная идея, по мнению С. Г. Кара-Мурзы, пугала даже либералов — поборников модернизации по западному типу. Е. Н. Трубецкой писал в 1906 г., что Столыпин, «содействуя образованию мелкой частной собственности, вкрапленной в общинные владения… ставит крестьянское хозяйство в совершенно невозможные условия»16.

На ограниченные и пагубные последствия аграрной реформы указывает и историк П. Н. Зырянов, который считал, что они обострили социальную борьбу в деревне17.

Столыпин почти в самом начале своего премьерства с трибуны II Государственной Думы заявил на весь мир: “Отечество наше должно превратиться в государство правовое, понимая, что реформы должны опираться на прочное законодательство. Тем самым он признавал реалии создания Государственной Думы и реформу Государственного Совета. Первоочередной задачей была признана разработка правовых норм для реализации гражданских и политических свобод, провозглашенных Манифестом 17 октября 1905 г. Эти законы должны были составить правовую базу общества. Все это должно было способствовать формированию полноценного гражданского общества18.

Столыпин считал одной из причин политической нестабильности в стране противоречия между правительством и значительной частью левых депутатов Думы, в чем он убедился на собственном примере.

Отсюда и Манифест о роспуске II Государственной Думы и новый закон от 3 июня 1907 г., вошедший в историю как «государственный переворот» и «третьеиюньская монархия». Таким образом, попытки найти общий язык с парламентом не увенчались успехом, при этом Столыпин постоянно требовал на заседании Совета Министров от своих коллег как можно больше законопроектов для Думы. Это создавало, по мнению С. Е. Кржижановского, т.н. «законодательную жевачку» для того, чтобы занять умы и языки октябристско-кадетских законодателей19.

Столыпин занимал умеренно-либеральные позиции в сфере национальных отношений. Он попытался ослабить остроту европейского вопроса, провести ряд мер по упорядочению политико-административной автономии Польши и особого статуса Финляндии.

Но широкое национально-освободительное движение, охватившее в годы первой русской революции Финляндию, Польшу, Прибалтику, Украину, Кавказ, крайне обострило национальный вопрос. Отношение Столыпина было самым жестким, вплоть до отмены Конституции Финляндии, применения военной силы, сокращения числа членов Государственного Совета от западных губерний и т. д.

Столыпину ставили в вину его перегибы в национальном вопросе, «ультранационализм, на котором выезжает наш маленький Бисмарк»20.

Создание охранки нового типа (возникла целая русская школа провокаций), безнравственность, которая еще больше подорвала авторитет государства, бумерангом ударив по нему, что не было случайностью, т.к. именно Столыпин организовал провокацию, которая привела в свое время к разгону II Государственной Думы. Поразительно, что во время перестройки Столыпин стал кумиром той самой части интеллигенции, которая больше всего говорила о нравственности21.

Убийство Столыпина, по мнению исследователей, было организовано по тем самым канонам, которые он сам и выработал - связкой «провокатор-охранка». В эту концепцию логично вписываются и принципы самого Николая II, никогда особо не ценившего преданных России и самодержавию государственных деятелей, в том числе и таких выдающихся, как Столыпин. Николай II даже не привлек к ответственности киевских жандармов, впустивших террористов в Киевский театр оперы и балета.

К сожалению, в целом программная модернизация России на капиталистических принципах не получила своего завершения. Она не устраивала, в первую очередь, консервативное дворянство. Разрушение общины, приватизацию они приняли, и только. И это грамотное дворянство, а что тогда было ждать от остальной части общества?

Главной причиной провала реформистского курса было то, что Столыпин хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей. Он считал, что сначала надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять «свободы». Отсюда формулы: «…сначала успокоение, потом реформы» и т. д. Даже П. Струве, от всей души желавший успеха своему кумиру, понимал, что такая политика обречена22.

История нашего государства знает, кроме столыпинских реформ, несколько других примеров либерализации в экономической области - это и авторы нэпа, и Н. Косыгин, и попытки реформирования в период перестройки. Но, как показала практика, без демократизации общества, политической системы в целом невозможны продуктивные реформы.

Лучше всего Столыпина характеризуют следующие слова, которые можно считать его кредо: «Историческая самодержавная власть и свободная воля монарха - драгоценнейшие достояния русской государственности». Твердый монархист никогда не ставил задачи преобразования самодержавного строя, помещичьего землевладения.

Неоспорим тот факт, что глава правительства был патриотом России, государственным деятелем, не боявшимся брать на себя ответственность. Он заявлял, что «для лиц, стоящих у власти, нет, господа, греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности».

Российское общество оказалось слишком расколотым, чтобы поддержать Столыпина. Следует согласиться с выводами ряда авторов о том, что, потеряв поддержку монарха, реформатор оказался в политическом «вакууме», став еще до своей физической смерти «политическим трупом».

В конечном итоге реформы Столыпина привели к революции, усугубив взаимную ненависть российского крестьянства и частных собственников и власти.

1 Н. С. Нижняк, В. П. Сальников, И. И. Мушкет. Министры внутренних дел Российского государства (1802-2002). Библиография-справочник. - СПб: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности. «Университет», 2002. - С. 280.

2 Аврех А. Я. Петр Аркадьевич Столыпин и судьба реформ в России. - М.: Изд-во «политическая литература», 1991. - С. 257.

3 Розанов В. В. Историческая роль Столыпина // Правды Столыпина. - Саратов, 1999. - С. 10-15.

4 Федоров Б. Г. Петр Столыпин: Я верю в Россию. Биография П. Г. Столыпина. В 2 Т. Т.1 СПб: Лимбус Пресс, 2002. - С. 10.

5 Наумов С. Уроки Столыпина // Государственная служба. 2006. - С. 155-159.

6 Кара-Мурза С. Г. Столыпин - отец русской революции. - М: Изд-во. ЭКСМО. 2003. - С. 95.

7 Островский Н. В. Столыпин и его время. - Новосибирск, 1992. - С. 134.

8 Садриев М. М., Сахаров Т. А. Российские реформы и контрреформы (историко-политический и экономический аспект). - М., 2001. - С. 242.

9 Карелин А. П. Столыпинская реформа: исторический опыт и уроки. // Отечественная история. - 2007. - №3. - С. 163-164.

10 Плимак Е. Г., Паншин И. К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ): М.: Изд-во «Весь мир», 2000. - С. 264, 266.

11 Шевырин В. М. Феномен Столыпина // Россия и современный мир. 2002. - №3. - С. 149, 151.

12 Большакова О. В. Власть и политика в России ХIХ - начала ХХ века: американская историография. Институт научной информации по общественным наукам РАН. - М.: Наука. - 2008. - С. 166-167.

13 Программная речь в Государственной Думе 16 ноября 1907 // Свободная мысль. 2006. - №11-12. - С. 151.

14 Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России. - М.: РОССПЭН, 2008. - С. 289-291.

15 Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном Совете. 1906-1911. - М.: 1990. - С. 150, 179.

16 Кара-Мурза С.Г. Столыпин - отец русской революции. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - С. 24.

17 Кара-Мурза С. Г.. Там же - С. 227.

18 Зырянов П. Н. Петр Столыпин: исторический потрет. - М.: Высшая школа, 1992.

19 Абакумов О. Ю. Международная научная конференция «Столыпинские чтения». П. А. Столыпин: традиции реформирования власти // Вестник ПАГС, 2011. - С. 217.

20 Аврех А. Я. Петр Аркадьевич Столыпин и судьба реформ в России. - М.: Изд-во политическая литература, 1991. - С. 35.

21 Шеврин В. М. - С. 149.

22 Кара-Мурза С. Т. - С. 230-231.

Государственная служба Столыпина П.А. началась в Министерстве земледелия и сельской промышленности. Возможно, что на этот шаг молодого Столыпина повлияла не только его живая, но и фамильный интерес к самому сложному и самому важному, на тот момент вопросу «крестьянской державы» - вопросу деревни, то есть – аграрному.

Однако, согласно «Формулярному списку о службе Саратовского Губернатора» 27 октября 1884 года, он был зачислен на службу в Министерство внутренних дел. В 1885 году Столыпин согласно прошению переведён на службу в число чиновников, причисленных к Департаменту земледелия и сельской промышленности. В 1886 году был назначен по чину коллежского секретаря (X класс в табели о рангах); Январь, 1887 года - помощник столоначальника (VII класс в табели о рангах) Департамента земледелия и сельской промышленности. Почти через год, а именно, 1 января 1888 года Столыпин был «пожалован в звание камер-юнкера Двора Его Императорского Величества» (V класс в табели о рангах). Но вскоре Столыпин вновь перешёл на службу в Министерство внутренних дел. 18 марта 1889 года он был назначен Ковенским уездным предводителем дворянства и председателем Ковенского суда мировых посредников. На новом посту Столыпин П.А. ведет активную деятельность и в 1900 году было организовано Ковенское сельскохозяйственное общество.

В 1902 году Столыпин П.А. был назначен исполняющим обязанности гродненского губернатора. За несколько месяцев до губернаторства Петр Аркадьевич императорским указом был утверждён представителем Российского Сельскохозяйственного совета на 1902 год. Это лишний раз подтверждало о высоком уровне специалиста в области сельского хозяйства. Ведь не зря в июле, новый губернатор представил новую аграрную программу: расселение крестьян на хутора, ликвидация чересполосицы, кредиты на мелиорацию, развитие кооперации, сельскохозяйственное образование крестьян, внедрение многопольных севооборотов.

Здесь же в Гродно П.А. Столыпин столкнулся с другим важным вопросом - еврейским. Формальные ограничения евреев в правах вызывали в еврейской среде желание противостоять власти, а в условиях активного роста правового самосознания российского общества еврейская молодежь становилась «дрожжевой массой» революции, составляя основную часть в антигосударственных организациях.

В 1903 г. Столыпин П.А. назначается на пост губернатора Саратовской губернии. Через год, после начала Русско-Японской войны, состоялась его первая встреча с императором Николаем II. К этой войне Столыпин относился критично, это отражено в воспоминаниях старшей дочери: «Как может мужик радостно идти в бой, защищая неведомую ему землю в неведомых краях? Грустна и тяжела война, не скрашенная жертвенным порывом». Поражение в войне с Японией, сказалось на настроении людей, империю захлестнула волна революционных волнений, это коснулось и Саратовского края. В борьбе с «хаосом» Столыпин тверд, хладнокровен и бесстрашен, но понимал, что одними полицейскими силами, бушующих крестьян подогреваемые революционерами, не усмирить.


В 1905 году по приказу Столыпина П.А. с помощью военно-полицейскиих и административных мерами совместно с армейскими солдатами, казаками, жестоко был разогнан митинг. Вряд ли могли быть, какие-либо оправдания в сторону Столыпина П.А. за кровопролитное подавление, да и навряд ли он искал их. Ведь тех людей кого он знал лично или по рассказам, которых уважал, убивал революционный террор.

Благодаря энергичным действиям Столыпина жизнь в Саратовской губернии постепенно успокаивалась. Действия молодого губернатора были замечены Николаем II, который дважды выразил ему личную благодарность за проявленное усердие.

Во второй половине апреля 1906 г. Столыпина вызвали в Царское Село телеграммой за подписью императора. Встретив его, Николай II сказал, что пристально следил за действиями в Саратове и, считая их исключительно выдающимися, назначает его министром внутренних дел. Однако на фоне пережившей революции и четыре покушения на жизнь пытался отказаться от предлагаемой должности, но не мог ослушаться приказ императора. 26 апреля он был назначен на пост министра внутренних дел.

Деятельность на посту министра совпало с началом работы I Государственной думы, где основным костяком были левые, курс которого с самого начала был направлен на конфронтацию с властью. В июле 1906 года I Государственная дума была распущена императором. Столыпин П.А. был назначен на пост председателя Совета министров с совместным замещением должности министра внутренних дел. С этого периода наступает время столыпинских реформ вплоть до самой его смерти, наступивший от пули убийц.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» (П.А. Столыпин). Этот человек, его личность вызывала и вызывает много споров: кто -то видит в нем врага народа, сделавшего народ бедным, разобщив его, а кто - то считает его великим реформатором. Германский император Вильгельм так сказал про него: «Вот человек! Был бы у меня такой министр, на какую высоту мы бы подняли Германию!» Так кто же он был? На этот вопрос отвечают его дела и поступки.

3 слайд

Описание слайда:

Герб рода Столыпиных В щите, имеющем поле в верхней половине красное, а в нижней голубое, изображен одноглавый серебряный орел, держащий в правой лапе свившуюся змею, а в левой серебряную подкову с золотым крестом. Щит увенчан дворянским шлемом и короной с тремя страусовыми перьями. Намет на щите красный и голубой, подложен золотом. Щит держат два единорога. Под щитом девиз: "DEO SPES MEA". Герб внесен в Общий гербовник дворянских родов Российской империи, часть 10, стр. 31.

4 слайд

Описание слайда:

Столыпин П.А. – выходец из старого дворянского рода, известного с конца XVI века. Родился 14 апреля 1862 года в г. Дрезден (Германия)

5 слайд

Описание слайда:

Семья Столыпиных в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России. Отец Аркадий Дмитриевич, активный участник обороны Севастополя, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем - комендант Кремлевского дворца. Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д. Горчакова. Бабушка М.Ю.Лермонтова - урожденная Столыпина. Прадед - сенатор А.А. Столыпин - друг М.М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века.

6 слайд

Описание слайда:

С 1862 по 1874 гг. жил в подмосковном имении Середниково. Получил домашнее образование. Вид на главный дом и флигели усадьбы Середниково

7 слайд

Описание слайда:

1874-1881 гг. учился в гимназиях городов Орел и Вильно. Ученик Виленской гимназии П. А. Столыпин. 1876 год

8 слайд

Описание слайда:

В 1885 году окончил университет и получил диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета. В 1886 году зачислен на службу в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ.

9 слайд

Описание слайда:

В 1884 году, будучи студентом, женился на фрейлине императрицы Марии Федоровны, Ольге Борисовне Нейдгардт.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

В 1889 году П.А.Столыпин назначен предводителем дворянства Ковенского уезда и председателем Ковенского съезда мировых посредников. С этих пор его служба, в течение 14 лет, была связана с Ковенской губернией. Столыпин в Ковно (второй слева в первом ряду) с уездными предводителями дворянства

12 слайд

Описание слайда:

В 1903 году по инициативе В.К. Плеве Столыпина назначают на должность Саратовского губернатора. Памятник Столыпину в Саратове. Автор В.Г. Зимин

13 слайд

Описание слайда:

26 апреля 1906 г. П.А.Столыпин назначен министром внутренних дел, а затем и Педседателем Совета Министров. На этом посту он остался до конца своей жизни (при назначении премьер-министром совмещал два поста).

14 слайд

Описание слайда:

Пётр Аркадьевич Столыпин изначально дал понять, что «надлежит справедливо и твёрдо охранять порядок в России». Отвечая на упрёки о несовершенстве законов и, соответственно, невозможности их правильного применения, он произнёс фразу, которая получила широкую известность: «Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремнёвое ружьё; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружьё. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым».

15 слайд

Описание слайда:

В ведении министра внутренних дел были: управление делами почты и телеграфа государственная полиция тюрьмы, ссылка губернские и уездные администрации взаимодействие с земствами продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае) пожарная часть страхование медицина ветеринария местные суды и др.

16 слайд

Описание слайда:

Важнейшие реформы П.А. Столыпина Закон о военно-полевых судах Избирательная реформа Аграрная реформа Финляндский вопрос Еврейский вопрос Сибирская политика

17 слайд

Описание слайда:

Закон о военно-полевых судах Закон о военно-полевых судах был издан в условиях революционного террора в Российской империи. В течение 1901-1907 годов были осуществлены десятки тысяч террористических актов. Среди них были как высшие должностные лица государства. Покушение было совершено и на самого Столыпина - 12 августа 1906 г. пострадали и двое детей Столыпина - Наталья (14 лет) и Аркадий (3 года). Дача Столыпина на Аптекарском острове после взрыва

18 слайд

Описание слайда:

Закон о военно-полевых судах 19 августа были введены военно-полевые суды для ускоренного рассмотрения дел террористов. Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа. В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы Столыпин обосновывал необходимость действия этого закона так: «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада». Художник О. Леонов «Столыпин»

19 слайд

Описание слайда:

Избирательная реформа 3 июня 1907 года - правительство обвинило II Государственную Думу в революционных замыслах, и царским манифестом она была распущена. Был введен новый избирательный закон (это было противозаконно – изменить избирательный закон можно было только с согласия Думы). 3 июня 1907 года – называют третьиюньским государственным переворотом и окончанием Первой российской революции.

20 слайд

Описание слайда:

Избирательная реформа Избирательный закон декабря 1905 года Избирательный закон 3 июня 1907 года 1 голос помещика = 3 голосам буржуазии; 15 голосам крестьян; 45 голосам рабочих. 1 голос помещика = 4 голоса крупной буржуазии; 65 голосов мелкой буржуазии; 260 голосов крестьян; 543 голоса рабочих.

21 слайд

Описание слайда:

Аграрная реформа 1906-1911 гг. «… Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма... Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!". Из речи Петра Столыпина «Об устройстве быта крестьян и о праве собственности», произнесенной в Государственной думе 10 мая l907 года

22 слайд

Описание слайда:

Аграрная реформа 1906-1911 гг. Основные мероприятия: 1. Право выхода из крестьянской общины. 2. Уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями. 3. Крестьяне получили право на надел земли в личную собственность в одном месте. 4. Создание Крестьянского банка для поддержки зажиточного крестьянства. 5. Для обеспечения крестьян землей государство отдало им часть государственных, кабинетных, удельных земель, облегчило покупку земли через Крестьянский банк. 6. Крестьяне получили право продавать и закладывать надельные земли. 7. Переселение малоземельных крестьян из центральных районов на казенные земли в малообжитые районы Сибири и Урала. - крестьянам прощали недоимки, - освобождали их от уплаты налогов на 5 лет и воинской повинности, - давали беспроцентные ссуды, - обеспечивали железнодорожными билетами и т.д.

23 слайд

Описание слайда:

Финляндский вопрос Во время премьерства Столыпина Великое княжество Финляндское являлось особым регионом Российской империи. 1906 года его особый статус подтверждался наличием «конституций» - шведских законов периода правления Густава III. 7 июля 1906 года Николай II утвердил принятый сеймом новый сеймовый устав (фактически, конституцию), предусматривавший упразднение устаревшего сословного сейма и введение в Великом княжестве однопалатного парламента. 17 июня 1910 года Николай II утвердил разработанный правительством Столыпина закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», которым значительно урезалась финляндская автономия и усиливалась роль центральной власти в Финляндии.

24 слайд

Описание слайда:

Еврейский вопрос Еврейский вопрос в Российской империи времён Столыпина представлял собой проблему государственной важности. Во время службы в Ковно и Гродно Столыпин ознакомился с бытом еврейского населения. Во время службы гродненским губернатором по инициативе Столыпина было открыто еврейское двухклассное народное училище. Николаю II был направлен журнал Совета министров, в котором высказывалось мнение и приводился законопроект об отмене черты оседлости для евреев. Судьба столыпинского законопроекта свидетельствует не в пользу народного представительства: ни II, ни III, ни IV Дума «не нашли времени» его обсудить. Для оппозиционных партий оказалось «полезней» его «замолчать», а «правые» такие послабления изначально не поддерживали.

25 слайд

Описание слайда:

Еврейский вопрос Столыпин (в белом мундире справа) при представлении императору еврейской делегации и поднесении ею Торы. 30 августа 1911 г.

26 слайд

Описание слайда:

Сибирская политика Особое значение Столыпин уделял восточной части Российской империи. В своей речи от 31 марта 1908 года в Государственной Думе, посвящённой вопросу о целесообразности постройки Амурской железной дороги. В 1910 году Столыпин вместе с главноуправляющим земледелием и землеустройством Кривошеиным совершили инспекционную поездку в Западную Сибирь и Поволжье. Политика Столыпина относительно Сибири состояла в поощрении переселения на её незаселённые просторы крестьян из европейской части России. Это переселение было частью аграрной реформы. В Сибирь переселились около 3 млн человек. Только в Алтайском крае во время проводимых реформ было основано 3415 населённых пунктов, в которых поселились свыше 600 тысяч крестьян из европейской части России, составивших 22 % жителей округа. Они ввели в оборот 3,4 млн десятин пустующих земель

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Проблема реформирования Российского государства в той или иной степени волнует каждого человека во все времена.

Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Уже давно подмечено, что реальные результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда и вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы.

Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации, конкретных исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

К сожалению, часто так бывает, что ценнейший исторический опыт остается невостребованным. И мы снова «учимся на своих ошибках», забывая о «чужих».

Тему аграрной реформы Столыпина я выбрала не случайно. Во-первых, как я уже упоминала, аграрный вопрос для России всегда оставался одним из важнейших. И для того чтобы лучше понимать сегодняшнюю аграрную политику государства, необходимо понять, проанализировать для начала прошлый опыт (на примере аграрной реформы 1906 года). Для этого нужно как минимум понять, что привело к реформированию, определить цели, направления реформы, разобраться в проблемах и причинах неудач, постигших аграрную реформу, попытаться выделить ее положительные и отрицательные результаты.

Во-вторых, как писал Е.В.Анисимов, «людям всегда интересны люди», поэтому и мне также интересна личность А.П.Столыпина, как политика, реформатора, человека.

С именем Петра Аркадьевича Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения, получившей название «столыпинской аграрной реформы». Аграрный вопрос занимал важнейшее место в социально-экономической и общественно-политической жизни России. Без развития сельского хозяйства Россия не могла развиваться как великая держава, что прекрасно понимал П.А.Столыпин. И поэтому центральной реформой он считал аграрную.

1. Личность А.П. Столыпина

О министре-реформаторе писали много и часто. Его личность, его деятельность были в центре общественного интереса и тогда, когда он жил и действовал, и все последующие десятилетия после его кончины.

1.1 Политическая карьера Столыпина

Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 г. в родовитой дворянской семье, владевшей крупными поместьями в разных губерниях России. Детство провел в имении Средниново под Москвой, а затем в родительском имении Колноберже под г. Ковно (Каунас) в Западном крае. Окончил гимназию в г.Вильно (Вильнюс) и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил с отличием. С 1884 г. начал службу в Министерстве земледелия и государственных имуществ, где работал в департаменте земледелия. В 1889 г. перешел на службу в Министерство внутренних дел, получив назначение Ковенским уездным предводителем дворянства. Эта служба дала ему первый значительный административный опыт и близко познакомила с проблемами и нуждами сельского хозяйства.

Его работоспособность, честность, открытость нравились далеко не всем, но большинство дворянства и местной администрации относились к нему с симпатией. В 1899 г. он получил должность Ковенского губернского предводителя дворянства, а в 1902 г. назначается Гродненским губернатором. В следующем, 1903 г., П.А. Столыпин занял пост Саратовского губернатора.

26 апреля 1906 г. П.А. Столыпин был назначен министром внутренних дел, а 8 июля -- председателем Совета министров. Этот невероятный взлет был достаточно необычным для бюрократического Олимпа.

По отзывам современников, Столыпин обладал твердым, властным характером, целеустремленностью, силой воли, реалистичностью взгляда. Он был беспощаден в достижении поставленной им цели, но мог пойти и на компромисс. Как свидетельствуют слышавшие его речи, «это был прирожденный оратор, высокий, статный, с красивым мужественным лицом, сущий барин по осанке, манерам и интонациям, говорил вдохновенно, сжато и дельно, развивая мастерски и ярко руководящие положения излагаемого им проекта и давая ответы и объяснения по разного рода запросам». Современники отмечали также, что речи Столыпина звучали твердо и убежденно и производили сильное впечатление не только на сторонников, но и на оппозицию.

Как уже упоминалось, в 1903 г. А.П.Столыпин по рекомендации министра внутренних дел В.К. Плеве был назначен губернатором в наиболее «беспокойную» Саратовскую губернию, где беспрестанно вспыхивали крестьянские бунты. Плеве надеялся, что умный и энергичный Столыпин сможет навести в этой губернии порядок.

Столыпин прибыл в Саратовскую губернию в тот момент, когда крестьянские бунты охватили Балашовский уезд и стали распространяться на соседние. Он сурово расправился с бунтовщиками, а в обращении к сельскому населению губернию предупреждал, что при повторении беспорядков полиция и войска будут действовать решительно и беспощадно.

Твердость и решительность Столыпина были оценены в «верхах» и обеспечили ему путь к министерскому посту.

Сразу же после вступления на пост председателя Совета министров Столыпин разослал губернаторам два циркуляра, в которых говорилось, что губернаторам предписывалось строго следить за населением, не разрешать собраний и митингов, применять меры предосторожности для пресечения беспорядков, а именно - высылки, аресты и ссылки в отдаленные места губернии.

Террористические левые организации еще в 1905 г. приговорили Столыпина «к смертной казни» и в том же году было совершено первое на него покушение. Всего на него было совершено одиннадцать покушений. Среди них, получивший большой общественный резонанс, взрыв на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге 12 августа 1906 г., произведенный террористами из организации эсеров-максималистов. От взрыва погибли 27 человек (в том числе и террористы), 32 были ранены. Среди раненых оказались четырнадцатилетняя дочь и трехлетний сын Столыпина. Сам Столыпин не пострадал.

В ответ на этот акт террористов последовал указ от 19 августа 1906 г. о введении военно-полевых судов в губерниях, объявленных на чрезвычайном положении. В течение последующих 6 месяцев по заключениям военно-полевых судов было вынесено 1102 смертных приговора террористам (686 из них были казнены). Расстрелы и виселицы (окрещенные «столыпинскими галстуками») применялись и после подавления революции. За 1908 - 1909 гг. на эшафот было отправлено 2860 человек. Вместе с тем это и была ответная мера на широкую волну терроризма, поднявшуюся как в годы революции, так и после нее: за 1905 - 1907 гг. террористы (левые и правые) убили и ранили 9 тыс. человек, с января 1908 г. по май 1910 г. зарегистрировано до 20 случаев террористических актов и «экспроприаций» (ограблений с по мощью оружия), от которых пострадали 7,6 тыс. человек.

Применение жестких мер, по утверждению Столыпина, - «не реакция, а порядок, необходимый для проведения широких реформ; только то правительство имеет право на существование, которое обладает зрелой государственной мыслью и твердой государственной властью». Провести успешно реформы может лишь твердая государственная власть, причем нельзя проводить реформы в нестабильной обстановке. Отсюда и выдвинутое им требование - «сначала успокоение, а затем реформы».

Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник «твердой» власти, Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на модернизацию России, развитие ее экономики и культуры, что позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира.

Как человека и политика П.А. Столыпина отличали два основных качества, присущих далеко не всем: вера в Бога и любовь к России. Он был истинным русским православным человеком, готовым во имя блага Отечества пойти на любые жертвы. И, в конце концов, он принес самую высокую из возможных: собственную жизнь.

1.2 Столыпин и придворная камарилья

В первые годы на посту председателя Совета министров Столыпин пользовался большим доверием Николая II. 1908-1910 годы можно считать временем наибольшего политического влияния Столыпина, но и началом заката его карьеры. Властный и независимый, он восстановил против себя многих - и слева и справа. К его противникам присоединилась и придворная камарилья. Влияние ее на царя было большим, чем Совета министров.

В это время на придворной и политической сцене появляется личность Распутина. Сам факт его появления и бесцеремонного поведения уже тогда вызывал удивление и возмущение современников. Но этому есть свое объяснение. Уже давно подмечено, что в кризисные моменты истории характерно обращение правящих верхов к мистике, оккультизму. Если бы не было Распутина, на его месте был бы другой, ему подобный. Он оказался одним из многих, но лишь наиболее ловким проходимцем. Появление Распутина при дворе относится к 1905 г. Распутин имел большое влияние на императрицу Александру Федоровну. Скандальные похождения «старца» заставили однажды Столыпина, во время его доклада царю, просить удалить Распутина из столицы, но царь, тяжело ответил, что готов вытерпеть хоть десять Распутиных, чем одну истерику императрицы. Придворная камарилья, стоявшая за спиной Распутина, усилила нападки на Столыпина, который, как она внушала царю, приобрел такую власть, что уже заслоняет самого венценосца. Против Столыпина велась сеть интриг с целью свалить его. Сам Николай II стал всё более стал тяготиться.

В конце августа 1911 г. Столыпин прибыл в Киев. Здесь его ожидал холодный прием царя и его окружения. Между тем террористы готовили новое покушение на Столыпина. Об этом знала царская охранка, но не приняла по сути дела никаких предупредительных мер. 1 сентября 1911 г. принадлежавший к группе эсеров-максималистов адвокат Дмитрий Богров (связанный с охранкой) во время представления в Киевском оперном театре, на котором присутствовали царь с семьей и министрами, смертельно ранил Столыпина. Обстоятельства убийства Столыпина для многих были загадкой. Не стесняясь, говорили и даже писали в газетах о причастности к этому охранки. Вызвала подозрение и быстрая казнь террориста, который мог сказать многое. Большинство историков склоняется к мнению, что убийство Столыпина произошло при попустительстве охранки, что руками террориста царь и двор были избавлены от ставшего неугодным Столыпина.

2. Аграрная реформа

Неблагоустройство значительной части крестьянства давно уже заботило Николая II. Когда осенью 1905 г. возник кабинет С.Ю. Витте, император поставил перед ним главную задачу: улучшить положение крестьян, и для достижения данной цели «не стесняться жертвами и не останавливаться перед самыми сильными мерами». Кабинету С.Ю. Витте не удалось принять никаких «сильных мер», хотя предварительная работа в этой области велась и в 1905 г., и в начале 1906 г. Когда же собралась Первая Государственная дума, то сразу выяснилось, что резерва времени у власти уже больше нет. Ношу трудоемкого реформирования крестьянского землеустройства принял на себя кабинет П.А. Столыпина и особенно его глава.

2.1 Цели и задачи реформы

Главная цель аграрной реформы заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и, как следствие, предотвращения новой аграрной войны. Для этого необходимо было изменить социальную природу общества, создать слой состоятельных крестьян - собственников, которые, по словам Столыпина, стали бы «лучшим оплотом порядка и спокойствия».

Правительство, проводя аграрную реформу, стремилось не затрагивать интересы помещиков. 6 июля 1906 г. было принято решение о недопущении посягательства на помещичью собственность. Полностью защитить от сокращения дворянское землевладение правительству не удалось, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало поддерживать самодержавие, и оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Кроме того, дворянские сословные организации имели большое влияние на Николая II и его окружение. Также реформаторы учитывали и то, что помещичьи хозяйства производили основную часть товарного хлеба.

Основная задача реформирования состояла в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянства. Столыпин давно уже видел пагубность существования общины. Сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения.

При этом необходимо было решить две взаимосвязанные проблемы - организационно - правовую и экономическую. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, который с одной стороны составлял основу социального единства общества, а с другой - сдерживал развитие агротехники.

И конечной экономической целью реформы должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформации аграрного сектора в экономическую базу новой, Великой России.

аграрный столыпин политический

2.2 Подготовительный этап реформы

Подготовка и проведение реформы были возложены на учрежденный 4 марта 1906 г. Комитет по землеустроительным делам, а на местах на землеустроительные комиссии, которым обязаны были оказывать содействие земские начальники.

Проведению реформы предшествовал ряд мер. Наиболее значительной из них был изданный под давлением крестьянского движения манифест 3 ноября 1905 г. Этим указом была расширена деятельность Крестьянского банка по скупке частноземлевладельческих земель и распродаже их крестьянам трудового типа на льготных условиях. Следующим указом от 8 ноября 1905 г. отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам после реформы 1861 г. С этого момента крестьянская община (но еще не двор) становилась уже собственником надельной земли. Указом от 12 августа 1906 г. произведена передача Крестьянскому банку удельных земель (собственность императорской фамилии), которые были в сельскохозяйственном пользовании и не входили в состав лесных дач. Указом от 19 сентября 1906 г. передана свободная часть кабинетских земель Алтайского округа казне для отвода их поселенцам. Указом от 5 ноября 1906 г. крестьянам предоставлено право закладывать Крестьянскому банку не только принадлежащие им, но и приобретенные ими от поселенцев надельные земли. Этими решениями был создан национальный земельный фонд, позволивший в дальнейшем развернуть широкую программу переселения землевладельцев из зон аграрного перенаселения (главным образом губерний центральной части Европейской России).

Вслед за этим последовало несколько законодательных актов, изменявших юридический и правовой статус крестьянства. 5 октября 1906 г. вышел указ об отмене всех сохранявшихся ограничений для крестьянского сословия. С этого момента оно уравнивалось со всеми гражданами в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях.

И, наконец, 9 ноября 1906 г. последовал самый важный указа - указ о раскрепощении общины. Каждый крестьянин получал право свободного выхода из общины вместе со своим, закрепленным в личную собственность наделом, который до того принадлежал ему только на правах временного владения. Крестьянин мог и раньше выделиться из общины, но только с согласия «мира» и после выплаты выкупных платежей. Данный указ свидетельствовал о том, что власть перешла к поддержке мелкого частного собственника. Этот указ вступал в силу с 1 января 1907 г.

Но указ 9 ноября 1906 г. надлежало еще обсудить в Государственной думе, однако он стал проводиться в жизнь практически сразу же после его издания. Вынесенный на обсуждение II Думы, большинство депутатов которой представляли левые партии и фракции, он подвергся с их стороны резкой критике и был отвергнут. В III Думе указ, поддержанный правооктябристским блоком (кадеты вместе с представителями левых партий голосовали против него), с некоторыми изменениями и дополнениями был одобрен и после подписания его 14 июня 1910 г. царем получил силу закона. Дополнения состояли в том, что в тех общинах, в которых после отмены крепостного права земельные переделы не проводились (в таких общинах насчитывалось до 3 млн. дворов), сразу вводилось наследственное «участковое» землевладение.

29 мая 1911 г. было издано «Положение о землеустройстве», направленное на форсированное создание отрубного и хуторского хозяйства при проведении «землеустроительных работ» (т.е. ликвидации чересполосицы). Таковы были основополагающие акты столыпинской аграрной реформы.

2.3 Основные направления и ход реформы

Столыпинская аграрная реформа -- понятие условное, так как она не составляет цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадается на ряд отдельных мероприятий. Не совсем правильно и название реформы, так как Столыпин не являлся ни автором ее основных концепций, ни разработчиком. Хотя у него были и свои собственные идеи. Столыпин предлагал создавать крепкие крестьянские хозяйства на землях, купленных при поддержке Крестьянского банка. Процветание этих хозяйств должно было стать примером для окружающих крестьян, которые, как надеялся Столыпин, постепенно отказались бы от общинного землевладения. Об ускоренной ломке общины в те времена Столыпин не помышлял.

Как уже говорилось, основная цель столыпинской аграрной реформы сводилась к решению двух главных землеустроительных задач: землепользование и землевладение.

Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращение крестьян в полноправных владельцев своих наделов (что и предполагал закон 1910 г.) возможно было осуществить прежде всего путем «укрепления» наделов в частную собственность. Кроме того, по закону 1911 г. разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без «укрепления», после чего крестьяне также становились землевладельцами. Но продать земельный надел крестьянин мог только крестьянину, что значительно ограничивало право земельной собственности.

Так как в сельскохозяйственных регионах Европейской России в большинстве случаев земельные участки и угодья чередовались («чересполосица» - это когда крестьяне имели наделы разделенные на 6 и более полос, в разных местах общинного поля), или были удалены от усадеб крестьян на 5 и более верст («дальноземелье»), то правительство поощряло выделение на отруба и хутора. Отруб - это сведение полос крестьянского надела в единый участок. В том случае, если такой отруб находился далеко от деревни, то туда переносилась и усадьба. Так образовывался хутор. После такой передачи земли крестьянин мог ею распоряжаться по своему усмотрению: продать, сдать в аренду, заложить в банке.

Образование хуторов и отрубов требовало большого объема землеустроительных работ. Реформа постепенно стала переходить из рук Министерства внутренних дел в руки Главного управления землеустройства и земледелия. Землеустроительное же ведомство пошло по линии наименьшего сопротивления, т.е. предпочитало не заниматься выделами отдельных домохозяев, а разбивать на отруба или хутора надел целого сельского общества. Согласие на такой раздел нередко достигалось путем грубого давления. Началась массовая фабрикация хуторов и отрубов.

К такому развитию Столыпин относился со смешанным чувством. С одной стороны, он понимал, что только полное расселение на хутора окончательно ликвидирует общину. Крестьянам, рассредоточенным по хуторам, труднее бунтовать. С другой стороны, он видел, что вместо крепких, устойчивых хозяйств землеустроители фабрикуют массу мелких и слабых. Такие хозяйства не могли стать опорой режима.

Всего за годы реформы в европейской части России было создано около 200 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов на надельных землях. На хутора и отруба перешло приблизительно 10% крестьянских хозяйств.

Действия землеустроителей нередко наталкивались на сопротивление крестьян. Мужики сопротивлялись переходу на хутора и отруба не по темноте своей и невежеству, как считали власти, а исходя из здравых соображений. Крестьянское земледелие очень зависело от капризов погоды. Получив надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти стихии. Он разорялся в первый же засушливый год, если его отруб был на высоком месте. Следующий год был дождливым, и очередь разоряться приходила соседу, оказавшемуся в низине. Только большой отруб, расположенный в разных уровнях, мог гарантировать ежегодный средний урожай.

Вообще во всей этой затее с хуторами и отрубами было много надуманного. Сами по себе хутора и отруба не обеспечивали подъем крестьянской агрикультуры.

В центрально-черноземных губерниях главным препятствием к образованию на общинных землях хуторов и отрубов было крестьянское малоземелье. Прежде чем насаждать хутора и отруба, здесь надо было решить именно эту проблему. Поэтому Столыпин выступал за поощрение переселений крестьян из Центра в Сибирь и на другие неосвоенные земли. Туда и устремились миллионы переселенцев. Делалось это подчас непродуманно, поспешно. Крестьянские семьи неделями ехали в неудобных вагонах, похожих на арестантские и получивших название «столыпинских». Они терпели в дороге всяческие лишения.

За 1906 - 1916 гг. в Сибирь уехало 3,1 млн. человек. В основном это были крепкие молодые люди, принесшие большую пользу Сибири. Были распаханы пустующие земли, появились новые города. Большинство переселенцев сумело устроиться на новом месте, завести более прочное, чем на родине, хозяйство. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, выдавалась ссуда для подъема хозяйства и благоустройства.

Но не всех встречала удача. Особенно в трудном положении оказывались те, кто получал участок в лесных и заболоченных местностях. Многие переселенцы, растратив в борьбе с природой и жизненными обстоятельствами все силы и средства, вернулись в родные места, где у них уже не было ни надела, ни дома. В течение 1906--1911 гг. возвратилось более полумиллиона человек. Поток возвратившихся особенно возрос с 1910 г.

Это направление реформы, ориентированное на переселение бедняков, оказалось наименее эффективным, хотя и сыграло важную роль в развитии Сибири.

Одним из направлений реформы бала продажа земли крестьянам с помощью Крестьянского банка. Банком было продано 15 млн. казенной и помещичьей земли. Из нее 90% купили в рассрочку крестьяне. Особые льготы на приобретение земли предоставлялись владельцам хуторов и отрубов. Они, в отличие от других, получали ссуду в размере 100% стоимости приобретаемой земли под 5 % годовых.

Так как ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу, то значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудо-сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств.

С 1905 г. по 1915 г. число сельских кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тысяч. В период с 1908 г. по 1915 г. число производственных и потребительских кооперативов в деревне возросло с 3 тысяч до 10 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Многие экономисты приходили к выводу, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни.

Определенного срока завершения реформы не предусматривалось, но Столыпин полагал, что для этого потребуется не менее 20 лет. За это время он намеревался провести и ряд других преобразований - в области местного управления, суда, народного просвещения, в национальном вопросе и т.д. Столыпин говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешнюю Россию».

2.4 Итоги аграрной реформы

Но завершить аграрную реформу Столыпину не удалось. Потому что не было дано «20 лет покоя», ни «внутреннего», ни «внешнего». Реформа была прервана начавшейся мировой войной, а затем и революцией 1917 г. Столыпинские аграрные законы были формально отменены декретом Временного правительства 28 июня 1917 г.

В течение семи лет фактического действия столыпинских аграрных преобразований были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: посевные площади возросли на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины - в полтора раза; на одну треть возрос хлебный экспорт; удвоилось количество применяемых минеральных удобрений; использование сельскохозяйственных машин. Возросли расходы из казны по оказанию агрономической помощи населению и распространению хозяйственного образования.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

В целом же переворот в агроэкономике и агротехнике не произошел. Но все-таки при оценке экономических результатов важно учитывать то, что реформа, рассчитанная на десятилетия, за несколько лет успела лишь уточнить направление и набрать темп. Для достижения больших результатов необходимо выделение государством значительных средств на такие мероприятия как выдача кредитов населению, мелиорация и т.п.

Община как орган самоуправления не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться. Число поземельных общин сократилось со 135 тысяч до 110 тысяч. Особенно быстро процесс происходил в наиболее развитых северо-западных, южных и юго-восточных районах, где община была исторически слабее.

Всего за годы реформы из общин вышло около 3 млн. домохозяев (чуть меньше третьей части от общей численности их в переделяющихся общинах европейской части России). Из общинного оборота было изъято 22% земель, около половины из них пошло на продажу. Подавляющая масса крестьян, продававших землю, разорялась. Усилилась концентрация надельной земли в руках кулачества.

В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать достаточно массовый и устойчивый слой крестьян-фермеров.

Не оправдались надежды царизма на массовое создание хуторов и отрубов как опорной базы «крепкого» крестьянства. За период с 1907 по 1916 год новое участковое землевладение составило на надельной земле 1317 тысяч хозяйств; на земле, купленной с помощью Крестьянского банка, - 339 тысяч хозяйств; на казённых землях - 13 тысяч хозяйств; всего - до 1670 тысяч хозяйств. Организация хозяйства на хуторах и отрубах требовала значительных средств и была разорительной для основной массы крестьянства. Число зажиточных хуторов и отрубов было ничтожным. Ярким показателем провала столыпинской аграрной реформы был голод 1911 года, охвативший основные земледельческие районы России, от которого пострадало более 30 млн. человек сельского населения.

Столыпинская аграрная реформа не привела к коренным социально-экономическим сдвигам и не смогла предотвратить назревание новой буржуазно-демократической революции в России. В годы реформы в стране развернулось массовое крестьянское движение, ведущее место в котором занимали анти-помещичьи выступления. Наряду с ними широкое распространение получили столкновения крестьян с войсками и полицией в связи с проведением аграрной реформы (так называемые «землеустроительные бунты»). Усилилась борьба деревенской бедноты против кулачества, в том числе против «новых помещиков» -- хуторян и отрубщиков.

Заключение

Таким образом, главные цели столыпинской аграрной реформы далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от «мира» зажиточных хозяев, так как на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. И, как подтверждает история, предотвратить всеобщего крестьянского восстания также не удалось.

Но, кроме аграрной реформы, Столыпин разработал проекты социальной реформы (она должна была смягчить положение рабочих), перестройки системы образования (предполагалось в течении 15-20 лет обеспечить всеобщее начальное образование), корректировки национальной политики (направленной на введение земского самоуправления в западных губерниях и др.).

Главной же причиной нереализованности всего замысла реформ Столыпина было то, что для царя и высших слоев общества деятельность Столыпина была лишь вынужденным шагом, необходимым для успокоения народных масс и прекращения революционных волнений. Аграрная реформа с самого начала была ослаблена тем, что глава государства (монарх) не являлся движущей силой этой реформы. А крестьяне не смогли, соответственно, стать опорой столыпинской реформы.

Но, несмотря на все неудачи, реформы Столыпина имели большое значение для дальнейшего развития России. Ему удалось найти вариант решения проблемы малоземелья крестьян, не посягнув при этом на помещичье землевладение как один из видов частной собственности. Определенный результат дала и переселенческая политика (хотя и не такой весомый, как ожидалось). В ряде районов страны хуторские хозяйства показали себя уже через несколько лет после создания эффективными производителями товарного хлеба. И в тоже время аграрная реформа изначально не могла полностью снять все существующие противоречия в аграрном секторе. Это был лишь первый шаг на этом пути.

В 90-х годах XX века Россия вновь встала на путь реформирования. Хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно. И повторения ошибок прошлого можно избежать.

Список используемых источников и литературы:

Литература:

1. Анисимов Е.В. История от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с.

2. Арсланов Р.А. и др. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. пособие/Р.А.Арсланов, В.В.Керов и др.; Под ред. В.В.Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.

3. Данилов А.А. История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004. - 320 с.

4. Сахаров А.Н. и др. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учеб. / А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2009. - 768 с.

Интернет-ресурсы:

5. Боханов А.Н. и др. История России. XX век. Третья книга из цикла «История России с древнейших времен до конца XX века» (в 3-х книгах): Боханов А.Н. и др.; Отв. редактор А.Н.Сахаров. - М.: АСТ, 2001. - 608 с. -.- Режим доступа: www.alleng.ru, свободный

6. Поцелуев В.А. История России XX столетия. (Основные проблемы): Учебное пособие для студентов; М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. - 512 с. -.- Режим доступа: www.alleng.ru, свободный

7. Федоров В.А. История России 1861 - 1917 г. - М.: Высш. шк., 2000. - 384 с. -.- Режим доступа: www.alleng.ru, свободный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и причины революций, особенности их протекания в России и влияние на ход истории государства последних двух-трех столетий. Этапы проведения и назначение аграрной реформы Столыпина, результаты. Октябрьская и февральская революции, их соотношение.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2010

    Функции лидерства, наиболее полно характеризующие его направленность, цели и значение в современном демократическом политическом устройстве общества. Анализ места человека в политической жизни. Личность - первичный субъект политической деятельности.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Б.Н. Чичерин - основоположник российской политологии, истоки идей и взглядов, факторы, повлиявшие на их формирование. Сущность, развитие концепции "охранительного либерализма". Политические идеалы Ильина. Столыпин как политический мыслитель и реформатор.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2010

    История происхождения и структура политических партий. Современные реформы избирательной системы Российской Федерации. Изменение условий регистрации партий после реформы Д.А. Медведева. Многомерный характер политической системы, ее особенности и динамизм.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2014

    Характеристика политической культуры как специфического качества социального субъекта: сущность, структура, функции и типология. Описание основных этапов политической социализации личности как процесса усвоения культурных ценностей; ее результаты.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2011

    Общественно-политические процессы - основная черта демократического государства. Понятие и структура политической системы общества. Специфические черты революции, реформы, иных гражданских процессов, их роль в социально-экономических преобразованиях.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2010

    Политические особенности развития России в первой половине XIX в. Краткие биографические сведения о жизни Николая Михайловича Карамзина, его историческое наследие. Анализ работы "История государства Российского". Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2008

    Особенности воспитания. Бурная молодость. Начало политической карьеры. "Застой" в карьере Черчилля. Вторая мировая война. Залог спасения Англии - в военном союзе с СССР и США. Высшая точка политической карьеры Уинстона Черчилля.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2006

    Исследование историко-политических условий написания трудов Никколо Макиавелли, его политической деятельности. Анализ характеристик идеального правителя в трактате "Государь". Изучение принципов политической жизни государства и деятельности государя.

    реферат , добавлен 10.03.2015

    Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества. Способы влияния государства посредством Конституции: в Германии, США, Франции, Испании, Швеции, Японии, СССР.

Публикации по теме