Знамя мира рериха что означает. Электронная библиотека международного центра рерихов. История Пакта Рериха

Знак этой триады встречается во всем Мире и может иметь несколько толкований.
Его можно принять как триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог- Святой Дух; как символ прошлого, настоящего и будущего, включенных в кольцо Вечности; как науку, искусство и религию в единой окружности Культуры; как Красоту, Любовь и действие; как Огонь, энергию и Иерархию; как три Мира - Земной, Тонкий, Огненный; как три тела - физическое, тонкое и Огненное. Но как бы Знак не толковался, он всегда имел универсальный характер.
Древнейший из символов Индии - Чинтамани - Знак Счастья, включает в себя эту триаду. Ее можно увидеть в Небесном Храме в Пекине. Этот Знак связан с Тремя Сокровищами Тибета. Он появляется в известной картине Мемлинга (Нидерландский живописец, около 1440-94гг.) на груди Христа, на Страсбургской Богоматери, на щитах крестоносцев и на гербе ордена тамплиеров.
Знак этот стоит и на мечах кавказцев, так называемых «гурдах». Символ этот связан с несколькими философскими системами. Он появляется на образах Гесэр-Хана и Ригден Джапо, на «тамге» Тамерлана и на гербе римских пап. Он изображен в картинах древних испанских художников и Тициана, на древних иконах Святого Николы, Святого Сергия и Святой Троицы.
Знак Знамени Мира появляется на гербе Самарканда, на древностях Эфиопии и коптов, на скалах Монголии, на тибетских кольцах и на нагрудниках в Лахоле, Ладаке и почти во всех Гималайских землях, а также на керамике Эпохи неолита. Знак этот часто встречается и на буддийских флагах.
Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах.
Знак Знамени Мира несет в себе высокую, чистую энергию и осознанно принятый, является лучшей защитой от многих болезней, бед и влияния сил тьмы.
Знак этот - символ грядущего Нового Мира и беспредельной, бессмертной Жизни.
Потому трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы.
По мысли Николая Константиновича Рериха (воплотившейся в международный Пакт), подобно тому, как флаги с Красным Крестом охраняют госпитали и больницы, так и Знамена Мира должны развеваться над музеями, театрами, библиотеками и другими учреждениями Культуры, чтобы спасти их от разрушения.
Пакт Рериха и Знамя Мира привлекли к себе внимание широкой мировой общественности. Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Рабиндранат Тагор, Джавахарлал Неру, Герберт Уэльс выступили в поддержку Пакта.
В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха был подписан заключительный акт Международной Конференции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Конвенция была ратифицирована многими странами, в том числе и СССР.
Сердце человеческое хочет мира, - многие люди на всех континентах понимают Зов о Культуре, о Светлом сотрудничестве, стремятся спасти, уберечь культурные ценности, как и все лучшее, созданное человечеством.
И этот Сокровенный Символ, данный Свыше всему человечеству, и насчитывающий многие тысячи лет, темные силы тайно зарегистрировали в Российском агентстве по патентам и товарным знакам как «торговый знак мцр»! То есть, Шапошниковой совершено Космическое преступление - кощунство, которое по Космическим Законам считается особо тяжким и не Прощается (в том числе и тем, кто это кощунство поддерживает). Так, руководство «международного центра Рерихов» и его последователи окончательно разоблачили себя как служители тьмы под личиной Света и утвердили для себя страшное будущее.
Но недалеко то время, когда Знак Знамени Мира - символ мира, символ Нового Космического Сознания и культурного объединения человечества, станет достоянием всех людей и утвердится в каждом Светлом человеческом сердце.
Поистине, сейчас, на пороге самых грозных за всю историю Земли Событий, этот Знак для человечества является Символом Битвы за Свет, за Спасение!

В Музее Н.К. Рериха бываю регулярно. Во вторую субботу каждого месяца, а также при открытии новых выставок, здесь свободный вход. И вот я в холле второго этажа музея.

Вижу новую экспозицию, посвящённую 80-летию Пакта Рериха (это первое международное соглашение по охране культурных ценностей) и Знамени Мира.

В центре выставки размещены два знамени, рядом фотография Валерия Першина со Знаменем Мира на горной вершине Монблан. Читаю, что он заслуженный мастер спорта России по альпинизму и входит в десятку лучших альпинистов мира. Валерий Першин поднимался с этим знаменем на высочайшие вершины Америки, Азии, Европы и в этом году подарил его Музею Н.К. Рериха. Знаменитым спортсменом было также передано письмо: «…Пусть это Знамя Мира всегда охраняет бесценный Храм Культуры на сибирской земле, несёт идеи мира, добра, общинности всем настоящим и будущим посетителям Музея Н.К. Рериха!…»

На соседнем столе второе Знамя Мира, у которого тоже интересная история. Первоначально оно было подарено американкой, сотрудницей Рерихов – Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, новосибирским учёным – горным туристам, которые, поднявшись на одну из горных вершин Алтая, дали ей имя «Урусвати» – свет утренней звезды. Это имя в Индии было дано Елене Ивановне Рерих.

Мне захотелось узнать больше о Знамени Мира и знаке, который изображён на нём. В текстах, сопровождающих выставку, читаю, что Знамя Мира предложил Н.К. Рерих как отличительный знак Пакта, и оно является международным охранным Знаменем Культуры.

Знак на флаге (знак Триединства) – три амарантовых сферы в круге – символ Вечности и Единения. Существует много объяснений этого символа: искусство, наука и религия в круге Культуры; прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в кольце Вечности; любовь, красота, действие в круге Вечности.

На выставке «Символ Триединства в мировой культуре» отражена ис-тория знака, которая уходит в глубокую древность.

На фотографиях и репродукциях икон и картин вижу этот знак в Индии (3 тыс. лет до н.э.), в Египте (14 в. до н.э.), в Монголии (19 в.), на иконах древней Руси, в живописи, архитектуре. Прихожу к выводу, что это один из самых распространённых символов всех времён и народов. Получается, что знак Триединства не принадлежит какой-либо одной стране или культуре, поэтому Н.К. Рерих и предложил его как символ, единый для всего мира.

Как же Рерих пришёл к этому знаку? В одном из своих писем он пишет: «…Первая идея Знака Знамени появилась у меня от иконы Св. Троицы в Сергиевской Лавре…»

На выставке также представлены два стенда с фотографиями, которые отражают участие Знамени Мира в жизни планеты: «Знамя Мира над планетой» и «Идите и храните Знамя…».

Космонавты берут его на борт космических кораблей, выносят в открытый космос, вручают президентам стран.

Альпинисты совершают восхождения со знаменем на высочайшие горные вершины планеты.

Этот белоснежный стяг развевается над музеями Н.К. Рериха: в Новосибирске, на Алтае (с. Верх-Уймон»), в Москве, Одессе, Нью-Йорке. Если вспомнить, что знак Знамени Мира прошёл через века и через культуры разных народов, что Знамя Мира сотни раз на космических кораблях облетало вокруг Земли, десятки раз разворачивалось на горных вершинах и поднято над многими культурными учреждениями, то значит, что в этом есть какой-то особый смысл и особое значение, до конца ещё не понятое нами.

Этот символ предполагает единение не только земного человечества, но и всего Космоса, частью которого является наша Земля и каждый человек.

В Музее Рериха о культуре говорили несколько в другом ракурсе, нежели об этом пишут в энциклопедиях и словарях, – с этим понятием связано всё самое высокое и прекрасное, что есть в человеке и человечестве, что создано и принесено в мир лучшими его представителями.

С культурой неразрывно связано понятие красоты. Красивым или не-красивым, т.е. культурным или некультурным, может быть всё – мысли, слова, поступки, намерения.

На сайте музея (sibro.ru) по этой теме нашла дополнительную информацию. По словам Н.К. Рериха, культура – это почитание Света. Какой свет он подразумевал? Тот, о котором Христос сказал: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Значит, свет есть, прежде всего, добро. Не только знание, не только просвещение, не только высокое искусство, но добро – в мыслях, чувствах, действиях. Понятие культуры неотделимо от понятия сердца. «Культура есть сердце», – пишет Н.К. Рерих. О сердце и его значении говорят все религии мира.

Получается, что не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры – ею мы объединяемся друг с другом.

Невозможно представить жизнь без картин, храмов, книг, музыки – без этих сокровищ, созданных человеческим гением, человек духовно погибнет. Поэтому все действия противников Света и направляются на духовную основу народов – культуру. И пока не случились непоправимое, человечество должно объединиться и охранять всё, что питает дух.

Н.К. Рерих всю жизнь был самоотверженным защитником Культуры. Он – инициатор Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, названного в честь его Пактом Рериха. Этот документ был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне президентом США Ф.Рузвельтом и двадцатью представителями стран Латинской Америки. Впоследствии идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции, которая в 1954 году была ратифицирована большинством стран мира.

В зале много картин Н.К. Рериха, посвящённых Знамени Мира, которые оказали на меня очень большое впечатление.

На этой выставке мне запомнились слова экскурсовода о том, что мир и согласие на Земле наступят тогда, когда каждый человек во взаимоотношениях с другими людьми начнёт с самого себя – с мира внутри себя, и тогда мир этот расширится до размеров всей планеты.

Ольга Надеждина

Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутствует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире , потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах». Также он отмечает неопределенность символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается однозначной трактовке Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно»

В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых в большую окружность по инициативе Рериха утверждается в качестве символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры).

О распространенности этого знака можно судить уже из статьи Рериха.

Реpих Н.К. «ЗНАМЯ МИРА»

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности . Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

Впоследствии, в 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение и отмечает «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны»

В дальнейшем находились все новые и новые проявления этого символа в культурах разных времен и народов. Причем, помимо «классического» знака в виде композиции из трех кругов, встречается и множество стилизаций, например, слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многими примерами употребления этого знака, зафиксированных исследователями, можно ознакомиться в обзорной статье Е.Маточкина «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха»,

Ниже приведены некоторые иллюстрации, позволяющие составить впечатление о всеохватности и стилистическом многообразии «знака трех кругов».

Илл. Три круга на каменной пластине периода верхнего палеолита (около 30 тыс. лет до н.э.), найденной на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико (3)

Илл. Знак трех кругов на керамике из Древней Греции (1,2) и Китая (3)

Илл. Три круга на шумерской табличке

Илл. Три круга на украшениях из Древнего Египта, Крита и Хакасии

Илл. Изделия, найденные на территории Древней Руси (1), Мордовии (2), Хакасии (3)

Илл. Орнаменты на кельтском кресте, японском кимоно и одеянии жреца из древней (доарийской) Индии

Илл. Символика шведского правителя Биргера Магнуссона (гравюра XVII века)

Илл. Орнаменты, украшающие европейские соборы

Илл. Орнаменты на Каирской мечети, Шаолиньском храме (Китай) и мавзолее династии Токугава (Япония)

Чуть более 10 лет назад, во время операции «Буря в пустыне» в Ираке перестал существовать самый знаменитый город древности – Вавилон. Тогда же мародерами был разграблен музей искусства Двуречья в Багдаде и многие культурные ценности исчезли безвозвратно. Увы, сегодня мы имеем немало подобных примеров разрушения. Однако со времен сожжения храма Артемиды в Эфесе история знает не только геростратов, но и людей, осознающих ценность культуры и пытающихся сохранить ее наследие от уничтожения.

Новое и старое

История, как известно, не знает линейного развития – она циклична. Все, что когда-то было рождено, что достигло апогея своего развития и принесло плоды, однажды должно придти в упадок и исчезнуть, дав место новому началу. Вот только это новое начало редко когда бывает безоблачным. «Боги одной эпохи становятся демонами в другой», – говорили древние, подразумевая, что смена исторических циклов всегда вызывает смену парадигм и неизбежный конфликт старого и нового мировоззрения. Этот принцип проявляется как в больших исторических циклах, так и в малых.

Эра Рыб, например, сменившая Эру Овна, принесла христианство, новое мировоззрение, новую религию Любви. Но с каким же трудом она пробивала себе дорогу! А пробив, как яростно отрицала языческое прошлое – вплоть до физического уничтожения «еретических» трудов. Каждая Эра и каждая религия имеет свои задачи и свою ценность, новое и старое нельзя сравнивать в категориях «лучше-хуже» - они просто разные. Проблема же заключается в том, что на стыке эпох, когда один цикл сменяется другим, отрицание старого зачастую приводит к отрицанию ценностей предыдущей эпохи, вплоть до их физического уничтожения.

Так было в Древнем Египте, когда монотеисты Эхнатона погубили множество исторических памятников, пытаясь уничтожить любое упоминание о Боге Амоне. Так было в молодой Советской России, когда на волне атеистического подъема под горячую руку разрушались церкви и жглись книги. Так было и совсем недавно, когда вышедшие из состава СССР независимые государства активно «освобождались» от советского прошлого.

Повторюсь, вопрос не в сопоставлении нового и старого – их нельзя объективно сравнить. Вопрос в том, что отрицание предыдущего этапа часто приводит к уничтожению культурного наследия, значение которого невозможно оценить. И проблема как раз в том, что мало кто может оценить урон, который мы как человечество наносим сами себе, уничтожая созданное ранее.

Но, может быть, это не так страшно? Может быть, даже полезно освобождаться от груза прошлого, давая возможность созданию нового? Ведь при переезде из одного дома в другой мы с радостью освобождаемся от старых вещей, которые давно стали обузой, ненужным грузом. Может быть, не стоит так трепетно относиться к утрате древних, замшелых ценностей? Ведь будут созданы новые!

Культура и цивилизация

Пришло время определиться с некоторыми терминами. Когда говорится о совокупном наследии, которое создает человечество, обычно говорится о культуре и цивилизации. Эти понятия так тесно связаны между собой, что зачастую смешиваются, а это не совсем верно. Они действительно тесно взаимосвязаны, но эта связь сродни связи духа и материи в природе, души и тела в человеке: это две части единого целого.

Николай Рерих, известный художник и выдающийся общественный деятель, определял культуру как дух творческой деятельности человека. Цивилизацией же он называл материю этой деятельности, обустройство жизни человека во всех ее материальных и гражданских аспектах. Эти два вида деятельности неразрывно связаны между собой, но имеют разные источники возникновения и различное содержание и предназначение. Рерих писал, что «до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова Культура цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни».

Многие выдающиеся философы считали именно культуру стержнем внутреннего формирования и духовного роста человека: культура хранит священные символы, связывающие человека с его подлинными корнями и позволяющие ему питаться от этих корней. Такая связь, бережно поддерживаемая и охраняемая, способна давать пищу для внутреннего пробуждения и духовного роста. В частности, Николай Бердяев писал: «Древнейшая из культур – культура Египта – началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Для счастливого и продуктивного развития человечества важен синтез духовного и материального, культуры и цивилизации. Когда по каким-либо причинам культурные ценности отходят на второй план, тогда начинает довлеть цивилизация, а человек лишается пищи для души. «В цивилизации, – писал Бердяев, – иссякает духовная энергия, угашается дух – источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, … а магического царства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие».

Нам с вами не нужно далеко ходить за подтверждениями этой мысли Бердяева: на наших глазах формируются поколения, лишь понаслышке знакомые с «Войной и миром», «Евгением Онегиным», произведениями Баха и Рахманинова, Нестерова и Поленова. Культурные ценности не исчезли полностью из нашей жизни, но их недостаток ощущается настолько остро, что заставляет говорить о своего рода кризисе, который мы переживаем сегодня. Суть его в том, что сегодня мы обладаем огромными возможностями и навыками (цивилизация), но все меньше понимаем, ради чего они нам даны. Именно это понимание «ради чего» и дает культура.

Таким образом, возвращаясь к вопросу о важности культурных ценностей, вольно или невольно уничтожая их, разрушая культурное наследие, мы как человечество лишаем себя корней и просто напросто затрудняем собственное дальнейшее духовное развитие.

Знамя Мира

Лучше, чем кто-либо другой, осознавая все вышесказанное, в начале прошлого столетия Николая Рерих выступил с проектом защиты мировых культурных ценностей и предложил для этого проекта специальный знак – Знамя Мира. Суть предложения заключалась в том, чтобы защитить исторические памятники и художественные и научные учреждения. Защитить от возможного разрушения в случае военных конфликтов и защитить в мирное время от уничтожения по каким-либо иным причинам.

15 апреля 1935 г. в Вашингтоне 21 американская республика подписала предложенный Рерихом Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников , который с этого момента стал называться «Пактом Рериха». Пакт Рериха как международный договор стал первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей. Символом этого договора стало Знамя Мира – три красных круга внутри красной окружности на белом фоне. Сам Рерих писал, что «предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения».

Николай Константинович в своих многочисленных статьях многократно настаивал на том, что этот символ не был придуман, а был взят как один из самых универсальных мировых символов. «Одни говорят, – пишет Рерих, – что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих».

История Пакта Рериха

Судьба «Пакта Рериха» не была простой. Будучи подписанным, он вызвал живой и неподдельный интерес у большинства деятелей культуры того времени. Рабиндранат Тагор, великий индийский поэт и общественный деятель, писал Николаю Рериху: «Я зорко следил за Вашими замечательными достижениями в области искусства и за Вашею великою гуманитарною работою во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом». Пакт был горячо поддержан выдающимися деятелями мировой науки и культуры: Ромэном Роланом, Бернардом Шоу, Альбертом Эйнштейном, Томасом Манном, Джавахарлалом Неру, Гербертом Уэллсом и многими другими

«Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха, – писал Морис Метерлинк. – Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами». Известный американский художник Леон Дабо написал: «Если нам удастся достичь того, что все народы примут это Знамя, чтобы защищать все прекрасное, дорогое, все проявленное человеческим гением, все сотворенное человеческими мыслями и руками, то это будет величайшим достижением духа и культуры за последнее тысячелетие». Увы, так не случилось.

Несмотря на то что в 1939 году правительства Бельгии, Испании, США, Греции и Нидерландов под покровительством Лиги Наций выпустили проект Декларации и проект Международной Конвенции о Защите Памятников и Произведений Искусства во время войны , все усилия сошли на нет в связи с началом Второй Мировой войны. Разрушения и мародерство, вызванные этой войной, заставили мировое сообщество уже в рамках ЮНЕСКО вернуться к вопросу о защите памятников культуры. И лишь в 1972 году была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой было введено обозначение «объект всемирного наследия» и впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия.

Таким образом, сегодня Пакт Рериха уже не существует непосредственно в том виде, в каком он был задуман создателем, но зато его цель частично достигнута. Похоже, сам Николай Константинович в каком-то смысле предполагал такой исход событий, когда писал:

«Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества. Мы, собиратели, имевшие много дела с музеями, мы знаем Голгофы бесчисленных творений искусства и науки. Никто не дерзнет сказать, что желание охранить сокровища творчества может быть излишне или не нужно. Нет, каждое углубление этого сознания приносит новые культурные возможности. Так, наше предложение откроет возможность просмотреть и каталогировать истинные сокровища и поставить их под защиту всего человечества, не только во время войны, но, усиленно подчеркиваю, и во время так называемого мира».

Знамя Мира за почти 80 лет своего существования побывало на обоих полюсах Земли и на ее высочайших вершинах, летало в космос на МКС и несколько лет официально висело в фойе Государственной Думы РФ. Во многих известных музеях и учреждениях культуры оно до сих пор вывешено как официальный флаг. Но не в формальной популярности этого символа основное значение Знамени Мира, а в том самом «стимуле Культуры», который оно вносит в сознание человека, напоминая ему о его собственных духовных корнях и важности их сохранения.

Культурные, политические, общественные деятели о значении Пакта Рериха и Знамени Мира

В строгом соблюдении народами мира этого пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов - сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте. Франклин Рузвельт, президент США

Он [Пакт Рериха] возник как род пакта между народами для сохранения памятников культуры и искусства. Многие нации приняли его. <…>…Мы договариваемся о множестве вещей и забываем об этом в пору войн и бедствий. Мы с негодованием видели в последней войне разрушение огромного количества памятников культуры вопреки всем предыдущим соглашениям. Тем не менее, остаётся как факт, что трагедия разрушения заставала врасплох великие монументы культуры прошлого. У нас в Индии имеется великое их число, и наш долг уважать их, гордиться ими и вбирать их вдохновение. Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии

Я всем сердцем одобряю идеи и идеалы профессора Рериха, связанные с Пактом по защите художественных и научных ценностей. Это благородный проект. Леопольд Стоковский, дирижёр

Прочитав Вашу статью о международном флаге, я сначала подумал, что если даже шпили Церкви Господней не стали защитой от бомбардировок в прошедшей войне, то никакая эмблема, вера или закон не защитят от крайностей военного времени. Но на самом деле это возможно, и я, конечно, всем сердцем присоединяюсь к этому движению, организатором которого является профессор Рерих. Рокуэлл Кент, живописец, скульптор, писатель

Вы в самом деле достойны высокой похвалы за этот интернациональный Пакт в защиту сокровищ искусства и науки, и я рад удобному случаю принести Вам свои поздравления. Теодор Драйзер, писатель

Знамя Мира должно получить признание всех правительств. Все должны озаботиться, чтобы это Знамя было признано и законно установлено всеми странами. Лобзанг Мингиюр Дордже, лама Тибета

На мой взгляд, Ваш проект превосходен. Вы хотите спасти от разрушений в военное время произведения искусства и такие учреждения культуры, как университеты, библиотеки, музеи, соборы и т.п. Я полагаю, что эта благородная инициатива будет должным образом оценена и полностью поддержана народами, перенёсшими ужасы войны. Следует приложить максимальные усилия для создания международного флага, который охранял бы памятники искусства от таких разрушений, которые были причинены сражающимися во время последней большой войны. Люблинский университет в Польше присоединяется к этому проекту и горячо поддерживает его. Йозеф Крушинский, ректор Люблинского католического университета

Всё человечество в долгу у Вас за этот план. Пусть Господь дарует заслуженный успех Вашему великому почину. Дж. Понграж, библиотекарь Лютеранской теологической семинарии, Венгрия

…Идея, родившаяся в русском художнике Рерихе <…> в русской обстановке, от горестных размышлений над русским небрежением нашими культурными ценностями, - идея зова к охране добрых плодов деятельности человеческого духа - приобрела вселенское значение. Зов Рериха слышен теперь по всему миру, зов энергичный, настойчивый, безнасилъный и неотвязный, - зов, который будит людей и говорит им:

Так же нельзя. Больше внимательности, больше любви, больше симпатии друг к другу. Жизнь не только борьба всех против всех, но и человеческое сотрудничество. А сотрудничество - это Культура. <…>

Каждый скромный учитель, каждый ученик, сидящий за книгой, каждый, кто думает о смыслах и целях истории, - должен спешить на звук этого рога, в который трубит Николай Константинович у подымаемых им по миру Знамён Мира. Всеволод Иванов, историк, писатель

Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права. С.Т.Коненков, скульптор

Н.К.Рерих первый поднял Знамя Мира - символ единения человечества во имя сохранения и приумножения великих ценностей Культуры, во имя созидания лучшего будущего. Эти благородные идеи сегодня особенно актуальны, так как с нарушений культурной преемственности начинается деградация общества. Д.С.Лихачёв, историк, литературовед, общественный деятель, академик РАН

Мы подняли Знамя Мира в Космос, чтобы ещё раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты. Майкл Фоэл, астронавт НАСА

Книги Учения Живой Этики

Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.

Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремленное искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем.

Время, когда явлен Жар-Цвет, не может быть легким. Знамя Мира не дается на базаре. Так будем слиты в едином непобедимом стремлении.

Потому самое ужасное есть отступничество и умаление Учителя. Так, когда Мы проводим в жизнь новое утверждение, нужно устремиться всем духом на пути исполнения Высшей Воли. Потому, когда Мы утверждаем великое значение Знамени Мира, нужно принять его духом. Истинно, так мироспасение придет! Время великое, время такое значительное!

Так в эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы. Так только высшие меры приложимы к Знамени, истинно!

Трудно в себе расчленить три основные естества. Конечно, отрывочны будут осколки огненные. Должно ли так быть? Только опускание во тьму хаоса отодвигает цельность Огненного Облика. Мысль о трех основах может обогатить представление о трех телах, но одно дело начать думать, и совершенно другое продолжать и развивать мышление.

Письма

Знамя Мира, Единение Женщин во имя Новой Эры Культуры есть две гигантские исторические задачи

Сейчас же хочу только сказать Радне, что она прекрасно написала о школе и музее, но напрасно указала, что главное значение Знамени Мира в сохранении жизней. Это значение, должна сказать, есть наименьшее, и мы, ученики Владыки, должны бы понимать это! Война страшна не смертью, но ужасами разрушений и увечий. Кроме того, многие эпидемии уносят гораздо больше жертв, нежели войны. Разве испанская инфлюэнца не превысила смертность от последней войны? Жизнь насыщенная и недолгая часто дает духу гораздо больше продвижения. Как ужасно влачить долгую, отягощенную немощами и бесцельную старость! Так, смерть должна рассматриваться не как бедствие, но как светлая возможность к новому накоплению и продвижению. Конечно, я говорю это только для Вас, ибо многие сентиментальные люди видят именно лишь эту цель Знамени Мира и, если сознание их не вмещает, не следует их оговаривать, пусть хотя бы с этого угла поддерживают великое Знамя. Главная цель Знамени Мира – объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания. И еще другие значения, которые лучше расскажет Ояна.

Сейчас все наши мысли и устремления направлены на Конвенцию в Вашингтоне . Много ожесточенных битв происходит около Знамени, и ясно обозначается грань между Светом и тьмою. Нам сказано отмечать всех, кто против Знамени, ибо это и будет истинное деление Света и тьмы. И замечательно видеть, что все отказавшиеся так или иначе участвовать на этой Конвенции являются сторонниками признания безбожников. Но много есть и светлых знаков, и все складывается так, как уже давно указано. Потому мы в бодром сознании продолжаем продвижение нашего культурного дела и идем по намеченным вехам, которые так своевременно и определенно встают на каждом повороте.

Публикации по теме