Внешний долг в беларуси. Госдолг Белоруссии: рефинансировать или объявить дефолт Оплачивать валютные долги все сложнее

Даже той информации, которая есть в открытом доступе, достаточно, чтобы понять – с долгами у нас все плохо. И если призрак дефолта еще не бродит по Беларуси, то как минимум уже подбирается к нашим границам.


Государственный долг есть у подавляющего большинства стран. Его отсутствием могут похвастаться разве что отдельные автономные территории и далекие острова в Тихом океане, но...

Больше половины ВВП

Экономика каждой страны уникальна. Чтобы сравнить страны между собой по размеру государственного долга, обычно применяется такой показатель, как отношение госдолга к ВВП.

Если исходить из национальной статистики, госдолг Беларуси по итогам 2015 года составил 53,2% ВВП. Оценка МВФ почти такая же: 53,7% ВВП, из которых 39,2% приходится непосредственно на долг правительства, а еще 14,5% – на долю займов, за которые правительство поручилось.

Бесспорным лидером тут является Япония, госдолг которой достиг 248,1% ВВП. На втором месте – Греция с показателем 178,4% ВВП. Третья позиция досталась Ливану – 139,1% ВВП. Нашумевший госдолг США составляет 105,8% ВВП, это 12-е место в мире.

Может показаться, что в Беларуси с госдолгом все прекрасно, но на самом деле картина не столь радужная. Многое зависит от способности страны обслуживать свои обязательства перед кредиторами .

Кроме того, нужно учитывать не только кредиторскую, но и дебиторскую задолженность. Например, та же Япония, мировой лидер по объему госдолга, является одним из крупнейших кредиторов США. Если произойдет взаимозачет, положение Японии может оказаться лучше, чем в Штатах.

Беларусь не является активным кредитором других государств, зато входит в число активных заемщиков.

Наиболее обширное понятие, охватывающее все обязательства перед внешними кредиторами, – это внешний долг государственного сектора в расширенном определении. Он включает в себя долг непосредственно правительства, а также долги Нацбанка, банков и предприятий с долей госсобственности свыше 50% и даже займы частных компаний, привлеченные под гарантии правительства.

Больше всех должно правительство

Внешний долг частного сектора, гарантированный государством, с июля текущего года составляет ровно 0 долларов. А вот долги самого государства гораздо более внушительны. По состоянию на 1 октября 2016 года, в структуре внешнего долга государственного сектора 62% задолженности или 13,9 млрд долларов приходится на долг непосредственно правительства.

Еще 20% долга или 4,44 млрд долларов задолжали государственные предприятия. Банки с государственным капиталом должны внешним кредиторам 3 млрд долларов или 13% общей задолженности. Самые скромные аппетиты у Национального банка, задолженность которого составила 1,1 млрд долларов или 5% от внешнего долга.

Совокупный объем внешнего долга государственного сектора в расширенном определении по итогам 3-го квартала 2016 года составил 22,5 млрд долларов. Это примерно 2370 долларов на каждого жителя страны или 5110 долларов на каждого работающего белоруса.

Исходя из того, что средняя зарплата в Беларуси по итогам октября составила 378 долларов, белорусам пришлось бы трудиться целый год и еще полтора месяца для того, чтобы заработать на полную выплату валового внешнего долга.

Впрочем, есть и хорошие новости. За последние два года внешний долг госсектора не показывал значительного роста. Текущие 22,5 млрд долларов – это примерно столько же, сколько было в начале года (22,6 млрд долларов), и даже чуть меньше, чем было в начале 2015 года (23,2 млрд долларов).

Долг сокращается благодаря усилиям банков и предприятий. С начала 2015 года больше всех сократил свою задолженность Национальный банк – почти в два раза или на 48,9%. Долг государственных предприятий за неполные два года уменьшился на 8,6%, долг государственных банков – на 1,4%. Наращивало долги только правительство – с января 2015 года показатель прирос на 6,3%.

Оплачивать валютные долги все сложнее

Высокий интерес государства к зарубежным займам во многом объясняется необходимостью расплачиваться по старым кредитам. Ежегодно Беларусь тратит на обслуживание валютной составляющей госдолга несколько миллиардов долларов. Например, по итогам 2016 года сумма платежей превысит 3 млрд долларов, в 2017 году составит 3,1 млрд долларов.

Искать средства на оплату валютных долгов государству непросто. Белорусская экономика не генерирует для этого достаточный объем валюты, да и иностранные инвесторы к нам не спешат. Включить печатный станок и напечатать недостающую сумму не выйдет – Нацбанк может эмитировать только национальную валюту, а речь идет об иностранной.

Значительных сбережений, которые помогли бы рассчитаться с долгами, у государства тоже нет. Объем ЗВР (это и есть валютная «заначка» правительства) сейчас составляет 4,8 млрд долларов ­– в 3 раза меньше, чем внешний долг государства. Это очень мало, и допускать дальнейшего снижения резервов нельзя.

Поэтому правительство вечно в поиске валюты. Большая часть старых долгов рефинансируется за счет привлечения новых займов.

Сначала стулья – потом деньги

Впрочем, не всегда внешние кредиторы готовы щедро распахнуть кошельки. Дело в том, что в мировой практике кредиты часто выдаются не просто так, а на конкретные цели. Например, на реформы. В кредитной программе четко прописываются условия, которые должен выполнить кредитополучатель.

Беларусь за последние годы успела заработать славу нарушителя оговоренных условий. Именно по этой причине мы до сих пор не получили последний транш кредита от ЕврАзЭс, который должен был поступить еще в 2013 году. И по этой же причине затруднены переговоры с МВФ относительно новой кредитной программы. Наученный горьким опытом фонд занял позицию: сначала реформы, а потом уж кредит.

Поскольку до реальных реформ правительство еще не созрело, приходится вертеться. В этом году хорошую поддержку оказал Евразийский фонд стабилизации и развития, который уже выделил 800 млн долларов и в будущем предоставит еще 1,2 млрд.

Однако этого тоже недостаточно: как мы помним, общий объем платежей по итогам 2016 года – больше 3 млрд долларов. Поэтому значительную сумму Минфину пришлось занять на внутреннем рынке. С помощью валютных гособлигаций правительство за январь-октябрь привлекло еще почти 1,4 млрд долларов.

Призрак дефолта приближается к границам

Практически вся остальная валюта выкупалась Национальным банком на внутреннем рынке в ходе биржевых торгов. В этом году из-за упавших зарплат белорусы активно продают валютную "заначку". По итогам января-ноября чистая продажа валюты со стороны населения составила 1,8 млрд долларов. А если учесть предприятия и нерезидентов, то «избыток» валюты достиг 2,25 млрд долларов.

Эти деньги скупил регулятор, но есть подозрение, что и этого оказалось недостаточно: при профиците валюты на внутреннем рынке и позитивной динамике нефти и российского рубля белорусский рубль с начала года упал к корзине на 13,7%. Давление на валютный курс – прямое следствие закредитованности государства.

К слову, помимо внешнего, существует еще и внутренний госдолг. Его объем по состоянию на 1 ноября составил 9,8 млрд рублей. Несмотря на то, что внутренний долг исчисляется в белорусских рублях, часть его тоже формируется в иностранной валюте – например, за счет облигаций, которые размещает на внутреннем рынке Минфин.

О том, какова на самом деле валютная составляющая внутреннего долга, можно только догадываться – государство о таких вещах предпочитает скромно умалчивать. Впрочем, и той информации, которая есть в открытом доступе, уже достаточно для того, чтобы понять – с долгами у нас все плохо. Призрак дефолта если еще не бродит по Беларуси, то как минимум подбирается к границам.



23.09.2019

Внешний долг страны - это сумма всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.

Существует разработанная международными организациями система классификации внешнего долга в зависимости от элементов, включаемых в его структуру. Согласно методологии МВФ (Международный валютный фонд) принято различать:

  • Валовой внешний долг - складывается из совокупных долгов органов государственной власти, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
  • Государственный долг - сумма прямых непогашенных займов центральных органов власти. Обычно эти займы имеют целью покрытие бюджетного дефицита страны.

При таком подходе к государственному долгу обязательства государства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, прочих предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Вольво, его фактическое банкротство и продажа новому владельцу из КНР, не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую устойчивость Швеции. Насколько уместен этот подход для Беларуси - остается предметом дискуссий. Из-за высокой доли участия государства в , подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны.

Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным. С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные - мощный двигатель экономического роста, также включаются в сумму долга.

По данным Министерства финансов РБ можно составить следующую картину изменения и внешнего долга Республики Беларусь в текущем году:

Состояние государственного долга Республики Беларусь

Государственный долг, всего

Внешний государственный долг

Внутренний государственный долг

млн. долл. США

* Данные уточнены в связи с пересмотром ВВП

С точки зрения принятых в международной практике критериев, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных норм. Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными. Это касается и собственно государственного, и общего внешнего долга.

Вероятно, главные угрозы экономике страны лежат не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований направлялась не в производственные или коммерческие проекты, но использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации уже существующих долгов.

Структура валового внешнего долга Беларуси

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:

  • Займы центральных органов государственного управления - 33,9%;
  • Заимствования - 4,6%;
  • Долги - 17,3%;
  • Задолженность других предприятий и организаций Республики - 39,7%;
  • Прямые инвестиции в предприятия Республики - 4,5%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.

Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства

Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. в этом же периоде.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования . Как правило, обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.

Было получено:

  • От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
  • От банков Китая - 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
  • Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.

Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.

В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:

  • 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
  • 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
  • 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
  • 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
  • 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
  • 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
  • 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
  • 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.

Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.

Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.

Динамика внешнего госдолга

В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. ​Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. ​ 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.

Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.

Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.

За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6% .

В январе-декабре 2016 года Беларусь привлекала внешние государственные займы на сумму $ 1 934,9 млн.:

С начала 2016 года погашение внешнего государственного долга составило $ 892,4 млн.:

В январе-декабре 2017 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 4 040,7 млн.:

Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило $1 029,4 млн.:

За 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 2 353,8 млн.:

Погашение внешнего государственного долга в 2018 году составило $1 997,3 млн.:

В январе-июле 2019 года привлечены внешние государственные займы на сумму $ 559,8 млн.:

Погашение внешнего государственного долга январе-июле 2019 года составило $1029,4 млн.:

Внешний долг в Беларуси в 2019

Пока нельзя с уверенность говорить о перспективах внешнего кредитования Республики в текущем году. Известно, что ведется определенная предварительная работа для получения кредита от . Беларусь обсуждает с МВФ возможность реализации программы сотрудничества, рассчитанной на 3 года, с выделением кредита на3 миллиарда долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет. Международный валютный фонд призывает Беларусь к реализации комплексной стратегии экономических реформ в отношении госпредприятий с целью повышения эффективности и производительности, а также уменьшения бюджетных рисков. МВФ рекомендовано также определить и предпринять последовательные меры по достижению полного возмещения издержек в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вероятно, этим можно объяснить резкое подорожание коммунальных услуг и общее ужесточение бюджетной политики в конце 2015 - начале 2017 года.

На 1 ноября государственный долг Беларуси составил 41,9 млрд. рублей, и по сравнению с началом года он увеличился на 4,9 млрд., рассказали в Минфине . Больше всего у страны внешних долгов: сейчас зарубежным странам и партнерам мы должны 16,6 млрд. долларов. Причем с учетом курсовых разниц увеличение за год получилось немаленькое - 2,9 млрд. долларов.

При этом внутренний госдолг на 1 ноября составил 9,2 млрд. рублей. Он, надо заметить, за год уменьшился на 1 миллиард.

Долг очень большой, причем уже не только внешний, но и внутренний. Мы решили поинтересоваться у экспертов, это предел? Нам есть еще куда брать деньги? Или уже все, пора затянуть пояса и обходиться тем, что есть?

Брать можно сколько угодно. У нас долг занимает не такой большой процент от ВВП , разве что внешний равен где-то 40%. Но есть страны, где этот показатель равен и 200% ВВП, - рассказала «КП » Жанна Кулакова, финансовый консультант компании «ТелетрейдБел». - Но очень важно учитывать способность страны обслуживать свои долги. Уже сейчас очевидно, что в Беларуси собственных средств для обслуживания такого валютного долга нет. Почему госдолг Беларуси начал расти такими быстрыми темпами? Потому что в год нам надо платить 3 - 4 млрд. долларов, а наша экономика таких средств не генерирует. Вот и приходится брать новые долги, чтобы рассчитаться со старыми, - объясняет Жанна Кулакова. - Какие у страны есть ресурсы? Например, экспорт. Теоретически со всего, что экспортируем, мы должны получать валютную выручку. Но ведь есть еще импорт. А импорт и экспорт у нас примерно равны. И по большому счету внешняя торговля валютной выручки нам не приносит. Есть экспортные пошлины, которые также зачисляются в иностранной валюте. Но это небольшая сумма. Например, на 2017 год в бюджете было запланировано около 500-600 млн долларов экспортных пошлин. Еще один источник - это Нацбанк, который выкупает излишки валюты, которую сдает население. В прошлом году у населения, иностранцев и предприятий выкупили 2 млрд. долларов, в этом году за январь-октябрь – около 1,3 млрд. долларов. То есть по итогам года явно будет меньше, чем в 2016-м.

Вот и все валютные источники, которыми располагает правительство. А заплатить надо почти 4 млрд. долларов. Очевидно, что денег не хватает. Вот и приходится влезать в новые долги.

- Неужели нет других вариантов, кроме как рефинансировать старые долги?

Есть. Надо наращивать внешнюю торговлю, чтобы экспорт приносил выручку. Надо привлекать иностранные инвестиции, чтобы в Беларусь приезжали люди с валютой и развивали бизнес. Но все не так просто. Нельзя просто написать указ и поставить подпись. Надо серьезно работать над бизнес-климатом, общей экономической ситуаций, над имиджем страны за рубежом. Это долгий и тернистый путь. И пока ничего другого не остается, кроме как брать новые кредиты и отправлять их на погашение старых. Думаю, в ближайшее время этот подход сохранится.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Евро обновил годовой максимум

В пятницу, 1 декабря, по курсу Нацбанка доллар США был равен 2,0123 рубля. Это был годовой максимум американской валюты с начала 2017 года. Правда, до исторического максимума (2,2069 рубля), который был 11 февраля 2016 года, доллару еще далеко. К слову, после пятничных торгов на бирже доллар немного подешевел. Так, официальный курс американской валюты на выходные и понедельник установился в размере 2,0114 рубля.

Евро на последних торгах на неделе обновил годовой максимум - 2,3974 рубля. Напомним, что исторический максимум в 2,4956 рубля у европейской валюты был 13 февраля 2016 года.

А вот российский рубль в пятницу стоил больше всего за всю свою историю. Курс валюты страны-соседки составил 3,4356 белорусского рубля за 100 российских. Но на последних на неделе биржевых торгах российский рубль подешевел. Официальный курс на сегодня такой: за 100 российских рублей - 3,4351 белорусского.

По итогам первой половины 2017 года госдолг Белоруссии достиг максимального показателя за четверть века независимости республики. Его размер составил 40,4% ВВП. В то же время правительство привлекает новые заёмные средства из-за рубежа. До 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития сэр Сума Чакрабарти. Ожидается, что стороны обсудят условия новых кредитов. Финансовые власти Белоруссии сохраняют спокойствие. Поводов для оптимизма несколько: это и рост золотовалютных резервов, и обнадёживающие объёмы экспорта товаров за границу. Как государству расплатиться по долгам без потрясений.

Символический визит

С 12 по 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сэр Сума Чакрабарти. В банке, комментируя его приезд, отметили, что Белоруссия в последние годы «демонстрирует большую международную открытость и большую готовность обсуждать внутриполитические события, в том числе ситуацию с правами человека в стране». Эти изменения позволили ЕБРР принять новую страновую стратегию - то есть активнее участвовать в проектах белорусского госсектора, включая государственную и муниципальную инфраструктуру и предприватизационную поддержку госпредприятий.

Прежде европейский банк не финансировал белорусский госсектор из-за чрезмерного (с точки зрения международной организации) вмешательства государства в экономику и нарушений прав человека. Банк сотрудничал только с частными компаниями.

В Минске сэр Сума Чакрабарти уже встречался с высокопоставленными чиновниками, впереди переговоры с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Также глава ЕБРР подпишет ряд документов, в числе которых соглашение с Белинвестбанком о предоставлении субординированного кредита.


Самое примечательное в этом визите - упоминание о новых кредитах от ЕБРР. Дело в том, что всего несколько дней назад - 5 сентября - Совет министров Белоруссии утвердил соглашение с правительством России о предоставлении очередного государственного финансового кредита. Соответствующее соглашение было подписано 30 августа в Москве.

В конце августа российский кабмин одобрил выделение Белоруссии кредита в $700 млн на рефинансирование прежних заимствований. То есть для того, чтобы официальный Минск смог рассчитаться с Москвой по старым долгам перед ней же. Предварительное соглашение об этом было достигнуто в ходе переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко в Санкт-Петербурге 3 апреля 2017 года.

Но этот российский кредит «на возвращение старых долгов» оказался лишь одним из многих, взятых белорусскими властями в нынешнем году. Необычайно высокие темпы роста внешней задолженности вызывают тревогу у экономистов самого разного толка - как оппозиционных, так и поддерживающих политику властей.

Долги ставят рекорды

По итогам первого полугодия государственный долг Белоруссии по отношению к ВВП достиг исторического максимума.

По состоянию на 1 июля величина внешнего и внутреннего госдолга, по данным Минфина, составила 40,4% ВВП. Это максимальное значение за все 25 лет белорусского суверенитета.

Чтобы понять, откуда взялся этот рекорд, нужно немного углубиться в историю. До 1996 года Белоруссия брала в долг деньги и у стран Европы, и у России, но в относительно небольших объёмах. Хотя и собственная экономика в первой половине 1990-х годов была невелика, так что те заимствования выглядели немалыми.

Однако в 1996 году в честь создания Союзного государства России и Белоруссии Борис Ельцин списал братскому государству все долги. После этого лет десять всё было хорошо: Минск получал энергоносители по льготной цене, для белорусских предприятий был открыт российский рынок и экономика могла расти без внешних заимствований. По данным белорусского Минфина, на 1 января 2007 года внешний и внутренний госдолг составлял 6,5% по отношению к ВВП страны.


Всё начало меняться в 2007 году, когда после остановки процесса союзной интеграции в Москве пересмотрели цены на энергоносители для Белоруссии. Именно тогда, желая сохранить высокие темпы экономического роста и стабильность обменного курса белорусского рубля, официальный Минск начал активно привлекать кредиты.

В период с 2007 по 2011 год долговая нагрузка на экономику сильно выросла: если на начало 2007-го внешний и внутренний госдолг по отношению к ВВП составлял 6,5%, то в начале 2012-го - 27%.

Внешний госдолг за этот период вырос более чем в 20 раз: с менее $600 млн в начале 2007-го до более $12 млрд на начало 2012-го.

«Проценты и выплаты по кредитам легли тяжёлым бременем на экономику Белоруссии, которая уже не росла прежними темпами. С 2013 года ежегодные выплаты Беларуси по внешнему и внутреннему госдолгу превышают $3 млрд, - рассказал RT белорусский политолог Антон Платов. - Одалживать деньги прежними темпами уже не получалось, многие кредиторы перестали работать с Минском по политическим причинам, например, МВФ. Пришлось срочно подружиться с Китаем - Пекин выдавал кредиты, правда, только «связанные» (когда сами деньги остаются в Пекине, а белорусские власти могут их потратить на закупку китайских же товаров), зато без оглядки на такие вещи, как права человека».

В 2015 и 2016 годах произошла заметная девальвация белорусского рубля, из-за чего экономика страны в долларовом выражении «ужалась», а госдолг, номинированный преимущественно в валюте, заметно вырос по отношению к ВВП. Если в начале 2015-го внутренний и внешний госдолг по отношению к ВВП составлял 22,3%, то в начале 2016-го - уже 31,5%, а в начале 2017-го - 39,4%.


В начале нынешнего года Белоруссия частично рассчиталась по иностранным кредитам, но получила новые транши от России и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), а в июне разместила евробонды на $1,9 млрд.

Как результат, внешний госдолг вырос до рекордных $15,6 млрд, а уровень госдолга по отношению к ВВП достиг максимального значения за всю историю страны - 40,4%.

«Интересный момент: никто не может сказать, что Белоруссия должна столько-то, то есть назвать одну цифру. Потому что можно считать долги по множеству методик, - объяснил Антон Платов. - Например, нередко договорённости о кредитах достигаются главами стран или правительств, но оформляются, как кредиты от одного банка другому. Плюс банковские гарантии по сделкам - как их учитывать? Плюс кредиты, взятые за рубежом белорусскими госпредприятиями, по которым поручилось государство. Нюансов здесь множество, и цифры, соответственно, получаются разные».

Как расплачиваться

Ещё в 2015 году руководство Белоруссии озаботилось снижением уровня долговой нагрузки на экономику. Тогда правительство утвердило Стратегию управления государственным долгом на 2015-2020 годы, которая предполагала, что не менее половины внешнего долга будет погашаться за счёт внутренних ресурсов, а вторая половина - рефинансироваться (то есть выплачиваться за счёт новых займов).


План был хорош тем, что предполагал постепенное снижение уровня долговой нагрузки. Однако продолжавшиеся почти год (с весны 2016-го по весну 2017-го) нефтегазовые противоречия Минска и Москвы подкосили доходы белорусского бюджета, и республике вновь пришлось залезать в долги. Как результат, величина госдолга и в денежном выражении, и по отношению к ВВП пока продолжает расти.

Сейчас только на обслуживание госдолга идёт 10% расходов республиканского бюджета. В результате государство вынуждено существенно ограничивать в том числе социальные расходы, чтобы рассчитаться по накопленным долговым обязательствам.

Долговую нагрузку на экономику Белоруссии получится снизить тогда, когда эффективно работающие предприятия смогут обеспечить достаточные темпы экономического роста. Но для этого нужны реформы в реальном секторе - те самые, на проведение которых белорусское правительство уже брало деньги и у МВФ, и у ЕФСР.

Ещё один вариант, прямо связанный с предыдущим, - снижать фискальную нагрузку на экономику. Но решение вопросов о сокращении налогов и вообще о значительном стимулировании бизнес-активности в стране белорусский президент пока отложил на октябрь.


Власть сохраняет спокойствие

Пока некоторые СМИ страны бьют тревогу из-за рекордных показателей внешнего долга, представители белорусской власти демонстрируют спокойствие. Так, недавно, выступая в эфире телеканала «Беларусь 1», первый замминистра экономики Дмитрий Крутой заявил, что в 2018 году республика сохранит золотовалютные резервы на уровне не менее $6 млрд и не планирует новых внешних заимствований.

Сумма внешних платежей (процентов по кредитам) - более $3 млрд, и их планируется обслуживать «за счёт работы экономики». Что касается новых кредитов, то в 2018 году правительство рассчитывает только на то, что уже запланировано, - это два транша от Евразийского фонда стабилизации и развития.

При этом с государственной «заначкой» ситуация довольно стабильна.

По данным Национального банка, международные резервные активы (золотовалютные резервы, ЗВР) Белоруссии на 1 сентября 2017 года составили $6,994 млрд в эквиваленте, увеличившись за август на $328,8 млн, или на 4,9%. Это максимальный объём ЗВР с октября 2013 года. За январь-август прирост резервов составил $2066,4 млн долларов, или 42%.

Увеличению международных резервных активов способствовали поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост объёма средств в иностранной валюте на корсчетах банков в Нацбанке, увеличение стоимости монетарного золота, поступление средств от продажи валютных облигаций, а также покупка Нацбанком иностранной валюты на торгах биржи. При этом правительство и Нацбанк в августе исполнили внешние и внутренние обязательства в валюте на сумму порядка $135 млн.

Ещё один повод для оптимизма белорусских властей - хорошие показатели по экспорту. В январе-июле 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг увеличился на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года - до $19,739 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $489 млн против $73,9 млн в январе-июле прошлого года, сообщает Нацбанк.


Экспорт товаров за семь месяцев вырос на 20,8% - до $15,608 млрд, сальдо торговли услугами по итогам января-июля - $1,630 млрд. Показатель аналогичного периода прошлого года удалось превзойти на 37,7%.

Прирост в первом полугодии обеспечил многолетний драйвер белорусского экспорта (в прошлом году заметно падавший, а теперь восстанавливающийся) - калийные удобрения. Также значительно выросли поставки за рубеж белорусского масла, сыра, творога и ряда других традиционных для республики продуктов.

Будь в курсе актуальных событий.

Правительство Белоруссии подняло предельную планку госдолга, но он готов преодолеть и её

Размер госдолга Белоруссии добрался до очередного максимума и с учетом пиковой нагрузки по погашению в текущем и следующем годах может вырасти. Рефинансирование проблематично, а без него обслуживать госдолг нечем.

Динамика госдолга Белоруссии за последние 10 лет, рассчитанного по методологии МВФ и включающего в себя долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством (гарантии по внешнему и внутреннему финансированию, привлеченному белорусскими субъектами), демонстрирует угрожающий экономической безопасности рост. Константин Смыслов проанализировал феномен в белорусской «Экономической газете» и пришел именно к такому выводу.

В 2008 г. внешний госдолг Белоруссии составлял 5,2% ВВП и был меньше внутреннего (6,3% ВВП), а совокупный госдолг не достигал и 12% ВВП (объем ВВП в эквиваленте USD по данным Всемирного банка). Однако уже в 2009 г. внешний госдолг РБ обогнал внутренний, и его резкий рост продолжился до 2012 г.

За 2012-2016 годы рост внешнего госдолга значительно замедлился. Внутренний в 2012-2013 годах возрос из-за конверсии внешней задолженности во внутреннюю - для оплаты внешних долгов наше правительство собирало валюту у белорусских субъектов, и тогда же наступил период агрессивного валютного кредитования госпредприятий под гарантии правительства. Тогда долговая нагрузка на ВВП стабилизировалась на уровне 30%, а внешний долг - 20%.

В 2015 году была проведена очередная девальвация, которая ударила по валютному эквиваленту ВВП, в результате чего доля госдолга подскочила до 40%, показатель внешнего долга вырос до 28%. В начале 2017 года нагрузка на ВВП достигла 48%, к концу того де года снизилась до 46%. При этом продолжился рост внешней задолженности - она достигла 34% ВВП, при сокращении внутренней.

Госдолг Белоруссии в национальном определении (без гарантий правительства) на 01.07.2018 г. составил 42 млрд. BYN (21 млрд. USD) и уменьшился на 0,5% с начала года - до 36,7% к ВВП: внешний госдолг составил 16,4 млрд. USD до 28,6% ВВП, а внутренний госдолг составил 9,3 млрд. BYN (4,6 млрд. USD - до 8,1% ВВП.

По состоянию на 1 января 2018 года гарантированный правительством долг составлял 7,8 млрд. BYN или 7,2% ВВП, в том числе внешний - 3,9% ВВП и внутренний - 3,3% ВВП. По критериям МВФ на 01.01.2018 г. он достиг 15% госдолга.

За I полугодие 2018 г. Белоруссия привлекла внешних государственных займов на 1,2 млрд. USD, направив на погашение внешнего госдолга 1,4 млрд USD. Основными источниками внешнего долга стали еврооблигации, правительство и банки России, банки Китая и ЕФСР, менее значимыми - ЕБРР, МБРР и СИБ и США.

«Беларусь приняла экономически безопасный порог внешнего долга в 45% ВВП. Из него 25% ВВП - внешний госдолг, 20% ВВП - внутренний. Платежи по обслуживанию госдолга должны укладываться в 10% доходов республиканского бюджета. С учетом гарантированного долга этот порог на 01.01.2018 г. оказался превышен. По внешнему долгу норма «спокойно» превышается уже давно», - констатировал Смыслов.

При этом он отметил: «Впрочем, в Беларуси внутренние меры по сдерживанию внешнего долга более строгие, чем те, которые заложены в Маастрихском соглашении для стран еврозоны (60% ВВП). Что неудивительно - нашей развивающейся экономике для движения вверх требуется больше ресурсов».

Белорусским законом № 86-З от 31.12.2017 «О республиканском бюджете на 2018 год» определены предельные уровни госдолга и гарантированного госдолга: внешний - 19,6 млрд. USD, внутренний - 10 млрд. BYN, внутренний гарантированный - 3,1 млрд. BYN, внешний гарантированный - 3 млрд. USD.

«До окончания года стране нужно заплатить кредиторам 3,8 млрд. USD (основной долг - 2,5 млрд., проценты - 1,3 млрд.), - обратил внимание Смыслов. - Наиболее весомые расходы по кредитам правительства и банков России (1,0 млрд. USD), еврооблигациям (0,9 млрд. USD), кредитам китайских банков (0,6 млрд. USD) и ЕФСР (0,5 млрд. USD). Выплаты другим кредиторам составят всего лишь 0,1 млн. USD».

Тем же прошлогодним законом определено направление экспортных нефтепошлин (в 2018 г. ожидается 0,5 млрд. USD) исключительно для погашения госдолга. На эту же цель в 2018 г. будут использованы доходы бюджета в размере 1,3 млрд. USD и резерв, сформированный из заимствований 2017 г. для погашения еврооблигаций - 0,8 млрд. USD, а также другие источники на сумму 1,2 млрд. USD (транш кредита ЕФСР - 0,2 млрд. USD, средства от размещения внутренних гособлигаций - 0,4 млрд. USD и внешних - 0,6 млрд. USD).

«Тем самым возможности Беларуси по обслуживанию внешней задолженности оказываются под напряжением, тогда как перспективы по наращиванию объемов привлечения финансирования пока складываются благоприятные (улучшение суверенных рейтингов, макроэкономическая стабилизация)», - обратил внимание белорусский аналитик.

«В то же время возможности для внутреннего рефинансирования внешнего долга (наиболее «безболезненный» для Беларуси выход, ведь старые выпуски облигаций можно конвертировать в новые, тем самым отсрочивая момент погашения основного долга) оказываются ограниченными - как бюджетом, так и желанием субъектов приобретать валютные гособлигации - для этого нет госгарантии возврата средств (как по депозитам), и спрос начинается с более высокой доходности, чем государство готово предложить. Вот почему практически ни один выпуск валютных гособлигаций не размещается сразу и в полном объеме, как правило, это происходит за 2-3 раза до окончательного размещения», - пояснил он.

Напомним, что по данным Fitch Ratings .Государственный долг Белоруссии, включая гарантии в размере 9,5% ВВП, достиг 52,5% ВВП на конец 2017 г. и сегодня также превышает половину ВВП - при том, что Минфин Белоруссии определил пороговое значение госдолга в 45% ВВП.

Агентство констатировало: «Показатели чистого внешнего долга (46% от ВВП) и обслуживания внешнего долга (16% от текущих платежей в иностранной валюте) по-прежнему существенно выше, чем у эмитентов с сопоставимыми рейтингами».

«Долг Беларуси имеет высокую подверженность волатильности валютного курса (90% долга номинировано в иностранной валюте). Fitch включает государственные гарантии в расчет суммарного долга ввиду высокой вероятности того, что государству потребуется выплачивать обязательства госпредприятий. Более слабые макроэкономические показатели и волатильность обменного курса могут создать фискальные риски для государственных финансов ввиду существенного присутствия в экономике предприятий в госсобственности. Значительное присутствие госсектора (65% активов) в финансовом секторе создает фискальные риски для суверенного эмитента ввиду потенциальных потребностей в дальнейших взносах капитала, исполнения гарантий и выпуска ценных бумаг в обмен на передачу кредитов», - пояснили эксперты агентства.

Публикации по теме