Исторические клейноды чернигова и черниговщины. Исторические клейноды чернигова и черниговщины Герб Черниговской области

Материалы книги "Украина. Гербы и флаги" (Киев, Парламентское издательство).

Cовременный герб Чернигова утверждён Решением исполнительного комитета Черниговского городского Совета народных депутатов от 1 декабря 1992 года №332 "О гербе города Чернигова" Тогда же было решено предложить депутатам горсовета рассмотреть вопрос об отмене герба 1969 года. К решению прилагалась пространная записка с объяснением символики орла:

"Данная разработка герба города Чернигова является результатом процесса изучения, обобщения и использования имеющихся исторических источников для воспроизведения более совершенной высокохудожественной модели герба.
Основными причинами, вызвавшими необходимость создания новой модификации исторического герба, являются:
а) невысокий художественный и исполнительный уровень существующего изображения;
б) отсутствие чётко выраженной самобытности в существующих изображениях;
в) несоответствие современным общепринятым требованиям геральдики;
г) отсутствие пропорциональной завершенности.
При разработке новой вариации герба был сделан анализ и сопоставление как общеобъединяющих признаков в существующих исторических изображениях черниговского герба и эмблем, так и оценка отличительных признаков.
На основании полученных данных был создан сборный целостный образ.
Следующее художественное решение позволило создать изображение с более ярко выраженной самобытностью и историчностьЮ. При этом удалось достичь художественной выразительности, утонченности и пропорциональной завершенности. Преимуществом таких изящных решений в геральдике всегда было сочетание строгости и утонченности линий.
Исторический герб города Чернигова представляет собой серебряный гербовый щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически расправленными крыльями. Гордо вытянутая шея, высоко поднятая голова, раскрытый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающее и жизнеутверждающее начало, силу, триумф. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовные основы, значение и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из наиболее влиятельных духовных центров нашей Родины, который предоставил неиссякаемую плеяду подвижников православия.
Голову орла венчает золотая пятиконечная башенная (городская) корона - символ принадлежности данного герба городу.
Изображение черного орла в черниговском гербе имеет наиболее устойчивый характер. Его древность свидетельствует факт наличия изображения двуглавого черного орла еще в Х веке в качестве эмблемы Черниговского княжества. Гипотетически воссоздать историю появления орла в качестве символа черниговской земли может древнерусский героический былинный эпос, где орел является вещей птицей.
Существование орла как эмблемы Черниговского княжества подтверждается фактом изображение орла на оковке рога тура из кургана Черная могила (Х век), а также изображение двуглавого орла, высеченного из камня на стенах каменных палат усыпальницы черниговских князей - Борисоглебского собора, построенного в 1123 году черниговским князем Давидом-Глебом Святославичем.
По мнению Б.А.Рыбакова, былинная вещая птица - орел - уже в середине Х века была изображена на священном ритоне. А.Ф.Шафонский, исследуя этот герб, отметил давность его изображение: "Сей герб от самых российских князей до разорения татарского введен".
Есть еще один довод в пользу существования орла в качестве эмблемы черниговской земле. Так, генеалогические исследования показывают, что многочисленные потомки черниговского князя Святослава Ярославича, родоначальника династии Святослава, в своих родовых гербах в качестве постоянно присутствующей эмблемы имели черного двуглавого орла. Таким образом, изложенные выше данные и их анализ свидетельствуют в пользу того, что эмблемой черниговского княжества еще в домонгольские времена было изображение черного орла.
Нашествие орд Батыя затормозило развитие эмблем и символов, однако не уничтожило их совсем. Дальнейшее развитие в качестве эмблемы черный двуглавый орел получил только при основании Черниговского воеводства.
В 1633 году польский сейм утвердил Черниговском воеводству герб - черный орел. Как мы видим, давняя эмблема Черниговского княжества оказалась настолько устойчивой, что по прошествии нескольких веков перешла и была официально закреплена в качестве основной эмблемы в герб воеводства.
В период после воссоединения Украины с Россией появление уже одноголового орла, с крестом в левой лапе, датируется 1672 годом. Трансформирования двуглавого орла в одноголового имеет свое логическое объяснение. Государственный герб Русского государства со второй половины XV в. в своем изображении имеет двуглавого орла. Конечно, сложная монархическая символика государственного герба, по мнению герольдмейстеров, занимавшихся созданием новых и пересмотром старых городских гербов, была неприемлемой для герба провинциального города.
Учитывая это, изображение двуглавого орла в гербе Чернигова были заменены одноголового.
В последующие века вплоть до событий октября 1917, черниговский герб испытывает ряд модификаций, но в основе сохраняет смысловое содержание, атрибутику и цветную символику. При этом цветовая символика черниговского герба оставалась стабильной на протяжении всей истории его существования и является наиболее органичной для нашего города".

Город Чернигов впервые упоминается в русских летописях под 907 годом в тексте договора между князем и . Однако очевидно, что к этому времени город уже существовал как поселение северян. Черниговское княжество было образовано в 1023 или 1024 году, когда тмутараканский князь занял Чернигов. попытался завладеть и Киевом, но предпочёл заключить мир с . По договору 1026 года Русская земля оказалась фактически разделена Днепром на две части: правобережье принадлежало киевскому князю, а левобережье – черниговскому. умер бездетным, и Чернигов вновь оказался присоединён к Киеву. Однако , незадолго до смерти раздавая уделы сыновьям, вновь выделил Чернигов в отдельное княжество. Досталось оно , с которого пошёл род черниговских князей. От двух сыновей – и – пошли две ветви черниговских князей, Давыдовичи и Ольговичи. В XI – XII веках их представители претендовали на старшинство среди Рюриковичей и участвовали в междоусобной борьбе за киевский великий стол. Старшая ветвь, Давыдовичи, пресеклась в 1166 году. Младшая, Ольговичи, разделилась ещё на две: потомков и Ольговичей.

Черниговский стол считался вторым по "престижности" княжеским столом Древней Руси после киевского. На нём обычно сидел князь, второй по старшинству среди Рюриковичей согласно лествичному праву. По размерам же Чернигов практически не уступал Киеву. Взорам приходящих в город путников открывался величественный и необычайно красивый вид: над низкой бревенчатой застройкой возвышались, сверкая золотом, купола храмов, башни теремов и княжеских дворов.

К началу XIII века Черниговское княжество занимало обширную территорию, в основном, на левом берегу Днепра. Его владения простирались на северо-восток до Мурома и Рязани и на юго-восток до Великой Степи. Кроме Чернигова на территории княжества были такие крупные города как Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Глухов, Чечерск и Гомель. В 1239 году Чернигов был разорён монголо-татарами и пришёл в упадок. После гибели князя в 1246 году Черниговское княжество распалось на уделы: , и . Разорённый татарами Чернигов уже не мог выполнять функции стольного города, и княжеский стол был перенесён в Брянск: местные правители стали носить титул князей брянских и великих князей черниговских. В XIV веке продолжилось дробление Чернигово-Северских земель на мелкие уделы. В 1357 году Брянск был захвачен великим литовским князем . лишилось самостоятельности, но ещё некоторое время сохраняло автономию в составе . Последним князем брянским и великим князем черниговским был , убитый в 1401 году во время восстания в Смоленске.

В течение XIV века были ликвидированы и остальные уделы Черниговского княжества, а их правители стали служилыми князьями великого литовского князя. В середине XV века некоторые бывшие черниговские земли были пожалованы князьям, бежавшим в из , в результате чего были восстановлены такие удельные княжества как , . Однако уже в XV – XVI веках потомки удельных князей вернулись под юрисдикцию , сохранив свои владения, но став простыми служилыми князьями.

Черниговские князья

1023-1036
Под непосредственным управлением Киева 1036-1054
1054-1073
(1) 1073-1076
(1) 1076-1077
(1) 1077
(2) 1077-1078
(2) 1078
(2) 1078-1094
1094-1096
1097-1123
1123-1127
1127-1139
1139-1151
(1) 1151-1154
(1) 1154-1155
(2) 1155-1157
(2) 1157-1164
1164-1177
1177-1198
1198-1202
1202-1204
1204-1210
1210-1214
1214-1219
1219-1223
(1) 1223-1235

Чернигов — это один из древнейших городов Украины (первое летописное упоминание в 907 г.), в 1623 г. получил статус магдебургского города, то есть право на городское самоуправление. Внешними атрибутами этого права были печать, герб и флаг.

В исторической науке не сложилось единого мнения относительно символики Чернигова и Чернигово-Сиверской земли. В. Румянцева считает, что эмблемой Черниговского княжества издавна был двуглавый орел. Однако Б. Рыбаков, исследовав былины черниговского цикла, доказывал, что первоначально это был вещий ворон, или как вариант — фантастическое существо Семаргл. В пользу этих гипотез, как и других похожих, можно найти достаточно аргументов, тем более что эмблематика менялась на протяжении столетий. Возможно ворон более ранняя эмблема, которая трансформировалась в орла под влиянием тесных связей Черниговского княжества с Византией через Тмутаракань в XI в. Уместно заметить, что великий князь черниговский Мстислав Владимирович пользовался родовым знаком, который имел вид трезубца. Сам он начал строительство одного из древнейших каменных храмов на территории Восточной Европы — Черниговского Спасо-Преображенского собора, где и был похоронен в 1036 г. Именно он после знаменитой битвы под Лиственом (вблизи Чернигова) 1024 г., где разгромил войско великого князя киевского Ярослава Мудрого, основал Великое княжество Черниговское.

Еще одно отступление относительно герба Черниговской земли — черного орла, а именно его цвета. Можно предположить, что он неслучаен. Историк А. Толочко пишет: «Различные стороны границы маркируются разными красками. Своя сторона — светлой, чужая — темной. Противостояние «светлой», «красной» Руси темному, неизвестному полю — одно из главных колористических доминант древнерусской литературы. Цветовой код, впрочем, не единственный. Он имеет свое непосредственное продолжение в знаках сторон света, где своем соответствует юг (свет), чужому — север (тьма). На рассвете древнерусской государственности именно таким образом поляны осознавали своих северных соседей северян, связывая с ними черную краску, а заодно и понятие географической севера, холода. Можно утверждать, что представления о максимальной этнической отчужденности обязательно ассоциируется с черным севером «

В таком случае становится понятной позиция геральдистов Речи Посполитой, которые в XVII в. утверждали, что двуглавый черный орел — древняя эмблема Черниговской земли, на основании чего польский сейм в 1633 г. утвердил герб Черниговского воеводства. Им стал черный двуглавый орел с распущенными крыльями под королевской короной и вензелем королевича Владислава на груди (интересно, что в 30-е годы XVII века был еще один герб, связанный с Черниговщиной. Это Погоня или всадник в доспехах. Он был помещен на печати черниговского земства).

К сожалению, нам не известна аргументация геральдистов касательно давности орла, как эмблемы Черниговщины. Да и вообще, были ли она? Не надо забывать, что Черниговские земли были спорной территорией между Речью Посполитой и Московским государством, а отсюда — всевозможные попытки обоих государств тем или иным способом привязать их к себе. Возможно, черный двуглавый орел планировался как противовес Московскому. Вот смотрите, в составе Речи Посполитой есть земли, которые имеют в гербе орла еще с домонгольских времен в отличие от более позднего, заимствованного из Византии, московского. Кроме того, черный орел перекликался с польским белым. Таким образом доказывали, что черниговские земли в составе Речи Посполитой является неотъемлемой ее частью, а Москва не имеет на них никаких прав.

По другому к этому вопросу подходила противоположная сторона. Известно, что в XVII в.герба в общепринятом понимании в Московском государстве не существовало, а те изображения, что мы видим на царской печати, можно рассматривать, как эмблемы (и не больше), которые подчеркивали мысль, что Москва — это собиратель русских земель. Интересно отметить, что на печати Ивана IV эмблема черниговской земле — меч восточного типа или сабля, на блюде Алексея Михайловича — это белый олень на зеленом фоне. Как видим, в русской традиции эмблема черниговских земель была неустойчивой, что объясняется слабостью российской геральдики, что как наука начала развиваться лишь в XVIII веке, а в XVII в. московским чиновникам приходилось или создавать искусственные эмблемы, или пользоваться разработками более опытных западных геральдистов, внося свои модификации. Поэтому черниговский орел в 1672 г. становится одноглавым. И в лапах у него появляется крест, служащий напоминанием, что черниговские земли рядом с Киевом были колыбелью христианства на Руси. Голову же орел «потерял», так как общегосударственной эмблемой Московского государства был двуглавый византийский орел, и с точки зрения московских чиновников было недопустимо, чтобы подобная эмблема была у Чернигова, города хоть и древнего, но провинциального, который находился определенное время в составе Речи Посполитой. Таким образом, черный орел утвердился как герб Чернигово-Сиверской земли.

В то время как городской герб Чернигова мы можем рассматривать только изображение св. Владислава. В 1623 г. Сигизмунд III своей привилегией предоставил городу магдебургское право, где среди прочего утверждался городской герб: «… в герб городской назначаєм: святой Владислав в збруи с красною хорогвою»..Почему именно этот святой попал на герб? Администратором Чернигово-Северской земли в то время был королевич Владислав, в будущем король Владислав IV, а святой Владислав был его покровителем. Здесь надо вспомнить традиции Киевской Руси, ее князей, которые, помещали на печатях изображения своих святых покровителей. Почему святой был в военном снаряжении? Чернигов — это приграничный город, кстати, как и сейчас. Опять же аналогии: изображение вооруженного воина видим на княжеских печатях Киевской Руси. Геральдисты Речи Посполитой хорошо знали свое дело и подводили под свои разработки солидную базу. Изображение св. Владислава существовало на городской печати Чернигова с 1623 до 1782р, т.е. 159 лет (в XVII-XVIII века понятие «городской герб» и «городская печать» были тождественны.

В указе Сената 1730 г., на который ссылаются некоторые исследователи, речь идет об утверждении военной эмблемы и подтверждение старого земельного герба Черниговщины, а не города Чернигова. Об этом убедительно свидетельствуют данные сфрагистики. На печати Черниговского полка изображен черный одноглавый орел с крестом, а на городской — св. Владислав (не следует забывать о сложных взаимоотношениях между казацким и городским самоуправлением на Гетманщине.

Сегодня известен 61 оттиск печати г.Чернигова, их описания, фотографий с хронологическими рамками 1658-1782 гг. На всех — изображен св. Владислав. 52 оттиска (1769-1781 гг.) описала Н. Грабовая. Она трактует св.Владислава как вооруженного казака. Подобную трактовку имеем и в описания печати 1692 г., помещенном в «Черниговских губернских ведомостях» 1857 г., ч. неоф. к № 18.

Фигура св. Владислава просуществовала на городской печати до 1782 г., когда указом Екатерины II был утвержден городской герб — черный орел под короной с крестом в лапе. Почему 159 лет св.Владислав всех устраивал, а в 1782-м уже нет? Вероятно, русская императрица, один из инициаторов разделов Речи Посполитой, использовала все возможности, чтобы уничтожить любую память о том, что русские земли входили в состав этого государства. Кроме того, не надо забывать, что этот герб напоминал об особом статусе города, его магдебургском праве, что в самодержавной крепостнической России вызвало неприятие.

Линия на нивелирование самобытности покоренных народов проводили и другие императоры. Вспомним указ Павла I, который требовал заменить изображение на городских и других печатях Украины на государственный герб Российской империи.
Однако, черный орел оставался гербом Чернигова и Черниговской губернии до Октябрьской революции. После нее, с 1917 по 1969 г., Чернигов не имел не то, что герба, но и вообще какой эмблемы.

15 марта 1969 первая сессия 12 созыва Черниговского горсовета утвердила новый «герб» — «основу герба составляет серебряный щит славянской формы, символизирующий давность города и его важное оборонное значение в прошлом, вверху щита — старославянским шрифтом надпись -«Чернигов », внизу — серп и молот, символизирующие мирный труд и нерушимость союза рабочего класса и крестьянства. Центральная красно-лазоревая плоскость щита, воспроизводящая цвета флага УССР, разделена золотым колосом пшеницы, который подчеркивает, что Чернигов — центр области с развитым сельским хозяйством. На лазурном фоне изображен силуэт древней пушки, он напоминает, что Чернигов в прошлом был крепостью на юго-западных рубежах России: на красном — серебряное изображение реторты и шпули, которое символизирует промышленное развитие современного города. Пересекая лазоревый и красный фон плоскости, вьются волны Десны, на берегу которой раскинулся город ».

Как видим, в этой эмблеме множество нарушений геральдических принципов, поэтому, естественно, с созданием суверенной Украины среди прочего встал и вопрос о восстановлении старого исторического герба Чернигова. Была создана комиссия для изучения этого вопроса. Объявлен конкурс на лучшее графическое решение герба. Были выступления по городскому телевидению, публикации в прессе. Но сразу бросается в глаза, что полностью было проигнорировано первый исторический герб Чернигова — св.Владислав. На рассмотрение сессии горсовета выносился герб с орлом, но она несколько раз отклоняла этот проект, мол, что это идет от России, царизма и т.д.
Депутатам не хватило знания истории родного города. Наконец, они приняли решение отдать этот вопрос на рассмотрение исполкома, и тот своим решением № 332 от 1 декабря 1992 постановил: «утвердить герб города по описанию и рисунку, которые прилагаются», то есть орла с крестом. Автор модификации и описания этого герба — токарь Черниговского Радиоприборный завода В. М. Сергеев.

Вот что он пишет: «Исторический герб Чернигова представляєт собой серебряный гербовий щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически взведенными распущенними крыльями. Гордо витянутая шея, високо поднятая голова й раскритый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающее й жизнеутверждающее начало, силу, ликование. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовное начало, значимость и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из наиболее значительных духовных центров нашего отечества, давшего неиссякаемую плеяду подвижников православия. Голову орла венчает золотая пятиконечная башенная (городская) корона – символ принадлежности данного герба городу»

Соотношение сторон 1:1,2.Язык и глаза орла красного цвета, клюв и лапы — золотые. Обоснование орла В. Сергеев дает по В. Румянцевой, но в очень категоричной форме. Дискуссионные доводы он подает, как общепринятые и безусловные, при этом полностью игнорирует св.Владислава, который был гербом города 159 лет. Кроме того, орел теряет великокняжескую корону, что в дореволюционном изображении подчеркивала особый статус Чернигова. Не следует забывать, что здесь княжили Владимир Мономах, Святослав Ярославич и другие князья, затем занимали великокняжеский стол в Киеве.

Не менее интересная история городского флага Чернигова. В Украине первое упоминание о городских флагах находим в привилегии Сигизмунда I Старого львовским мещанам на городской герб от 27.01.1526 г. Затем флаги, на которых изображались гербы, упоминаются в привилегиях Корсуню (1585 г.), Переяславу (1620 г.), Богуславу (1620 г.), Остру (1662 г.).

Некоторые городские флаги дожили до нашего времени. В военном музее Стокгольма хранятся флаги Киева и Львова. В Швецию они попали как военные трофеи.

Описание черниговского флага было сделано 1786 Афанасием Шафонским: „Магистрат Черниговский имеет, по старому обікновению, особливое магистратовое знамье, которое в торжественных выходах обще с цеховыми употребляется, треугольное, и состоит из голубого штофу. На одной стороне написан образ Преображения Господня; по сторонам сего образа на правой – пророк Мойсей, а на левой пророк Илия, в подножии онаго Святый апостол Иоанн, апостол Петр и апостол Ияков; на другой стороне прежний магистратский герб. Кайма онаго знамя желтого штофу, по краям которой, воместо позументу, золотыя и сребная сусальныя полосы и шелковым шнурком обшиты. На верху древка деревянная позолоченная булава и над оною такой же крест». Всего же А.Шафонский описал 34 флага — два городских (Чернигов, Прилуки), 32 цеховых (Зеньков, Прилуки, Нежин, Борзна, Березне, Чернигов).

Труд А. Шафонского позволяет проследить основные, характерные черты городских и тесно с ними связанных цеховых знамен Гетманщины.

Цвет полотнища:
— Красный (16 флагов);
— Зеленый (8 флагов);
— Голубой (6 флагов);
— Желтый (4 флагов).

Форма полотнища:
— треугольник — пять флагов;
— «двоерожных» — два;
— Остальные не указаны, но предполагаем, что они были прямоугольные.

Сюжеты:
— Богородица — 8 экз.
— Гербовые эмблемы – 7
— Покрова – 6
— Богоявление – 5
— Арх. Михаил – 5
— Вм.Георгий – 5
— Св. Лука – 3
— Крест – 3
— Цеховые атрибуты — 8
— Кузьма и Демьян – 3
— Воскресение – 2
— Вензель – 2
— Иоанн Предтеча – 2
— Благовещение – 2
— Николай Чудотворец – 2
— Илья Пророк – 2
— Георгий Победоносец — 2
— Дух святой – 1
— Преображение – 1
— Вм.Стратилат – 1
— Троица – 1
— Иисус Христос – 1
— Вознесение – 1
— Мироносицы – 1
— Арх.Гавриил – 1
— Св.Димитрий – 1
— Ап.Петро и Павел – 1
— Св. Борис и Глеб – 1
— Положение риз Богородицы – 1

Как видим, превалирует христианская эмблематика.

Оконечник древка флага:
— Булава с крестом – 2
— Булава с копьем – 1
— Крест – 1
— Копье – 6
— Копье с топором (алебарда) – 6

Таким образом, наиболее популярной и традиционной формой оконечника древка флага было копье.

Обратим внимание на то, что по краю полотнища обшивали каймой, а указанные сюжеты рисовали красками. Технику вышивания, в отличие от церковных вещей, не использовали.

Следует отметить, что изображение вооруженного воина на черниговском флаге надо, по нашему мнению, трактовать шире, чем только как св.Владислава.
Перед нами обобщенный образ защитника родной земли. Истоки этого изображения достигают времен Киевской Руси. Нечто подобное мы видим на княжеских печатях. Можно рассматривать этот рисунок, как олицетворение легендарного основателя Чернигова князя Черного. Следует принимать во внимание и следующий факт. В 1625 г. был создан казачий отряд для охраны Чернигова (кстати, это первое документальное упоминание о черниговских казаках, кроме известий о легендарно Сновской Сечи). Итак, трактовка св.Владислава как казака тоже имеет историческую основу.

Относительно сюжета «Преображение Господне», то оно тоже не случайно. Ведь в Чернигове находится старейший каменный храм восточного славянства — Спасо-Преображенский собор XI в. и для черниговчан он всегда был главным центром веры и духовности.

Игорь Сытый
кандидат исторических наук,
член Совета Украинского геральдического общества,
старший научный сотрудник Черниговского исторического музея им.В. В. Тарновского

Герб города Чернигов (проект, 1859 г.)


Описание:
Описание:
В 1859 году по правилам, разработанным Б.Кене, был составлен проект герба города Чернигова :
В серебряном поле черный коронованный орел, держащий за собой в когтях левой ноги длинный золотой крест, наклоненный к правому углу щита, когти орла золотые, язык червленый. Щит увенчан золотой башенной короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой". Таким образом орел на городском гербе был повернут в "геральдически правильную" правую сторону и добавилось обрамление губернского города (корона и венок)

Герб города Чернигов (1782 г.)

Дата принятия: 04.06.1782


Описание:
Одноглавый черный увенчанный золотою короною орел, держащий в левом когте позлащенный крест, в серебряном поле.

Дата принятия: 1623


Описание:
Герб города Чернигов (1623 г.)

Источники: А.Гречило, Ю.Савчук, I.Сварник "Герби мiст Украiни (XIV-I пол.XX ст.)"

Флаг Черниговской области

Дата принятия: 11.07.2000


Описание:
Флаг Черниговской области представляет собой зеленое прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, посредине которого проходит белая горизонтальная полоса шириной 1/5 ширины флага. В левой верхней части флага изображение черного двуглавого орла с красными лапами и языками золотыми глазами и вооружением (клювы и когти), а на головах. по золотой открытой короне. На груди орла изображен синий щит с золотым обрамлением, на котором виден золотой знак князя Мстислава Владимировича. На флаге две зеленые полосы обозначают две географические зоны Черниговской области - Полесье и Лесостепь. Белая полоса символизирует собой реку Десна, которая их разделяет.

Герб Черниговской области

Дата принятия: 11.08.2000


Описание:
Герб Черниговской области представляет собой серебряный щит с черным коронованным двуглавым орлом с червлеными лапами и языками, золотыми глазами, клювами, когтями и коронами. В лазуревом с золотой окантовкой нагрудном щитке золотой знак основателя Великого княжества Черниговского Мстислава Владимировича.




Оригинал взят у bovdo в Разорвавший небо (часть V)

Последнюю версию происхождения нашего герба я оставил вам на сладкое. Она относится к второстепенным, но даже среди второстепенных стоит особняком и «серьёзные» историки, если есть возможность, предпочитают её вообще не упоминать. У этой версии нет общепринятого наименования; чаще всего её расплывчато называют местная . Исходит она из того, что двуглавый орёл был известен на Руси задолго до 1497-го года.

Начать анализ этой версии хочу издалека, с цитаты из хроники Саксона Грамматика «Деяния данов». Описывая подвиги датчан, Саксон Грамматик попутно оставил нам ценнейшие и обширнейшие свидетельства и об их противниках. В частности, он детально описал быт и нравы западно-славянских племён, с которыми датчане испокон враждовали.

Священным городом прибалтийских славян была Аркона , где стоял храм бога Свентовита (хотя, скорее всего иноязычные летописцы исказили так славянское имя Святовид или Световид ).

Вот, что пишет Саксон о скульптуре Свентовита, стоявшей в арконском святилище: «В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две - со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела ».

Свентовит Константина Васильева заметно отличается от описания Саксона Грамматика, но от этого не менее впечатляющ.

А вот, свидетельство Саксона о символах верховного божества славян: «Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской ».

Не кажется ли вам, что приведённая цитата содержит все ключевые слова нашей темы? Во-первых, у славян многоголовые божества были обычным явлением. Во-вторых, орёл был у них священной птицей, ещё во времена Арконы (а это с VI по XII век ). Вопрос лишь в том, как два этих постулата совместить. Другими словами, был ли известен в славянском мире конкретно двуглавый орёл как таковой.

Масса свидетельств говорит о том, что однозначно был! Г.П. Дурасов и А.К. Амброз собрали на Русском Севере целую коллекцию вышивок с двуглавыми орлами. Наша ещё по «Горной фантазии равнинных обитателей » добрая знакомая, чудесная женщина и замечательный учёный Светлана Васильевна Жарникова накопленный материал обобщила в работе «О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа ».

Узор на рушнике…

…и несть им числа!

Накопила, обобщила и выводы сделала такие, что хоть стой - хоть падай:

...Мотив двуглавого орла, довольно декоративный, несколько сказочный и в то же время лаконичный, не был чужд по своей структуре народному орнаменту. И он органично вписался в древние орнаментальные композиционные схемы, заняв самый центр этих композиций. Сейчас, наверное, стало уже общим местом утверждение, что центр любой орнаментальной схемы семантически более важен, чем его периферия, но в нашем случае хочется вновь подчеркнуть это.
В композициях с двуглавым орлом царственная птица действительно всегда находится в центре, но вошла она в данную композиционную схему сравнительно недавно, не ранее XVII в. По обе стороны от этой центральной фигуры почти всегда располагаются орнаментальные, стилизованные, симметричные изображения птиц, коней, деревьев, женщин с поднятыми или опущенными руками. Все они составляющие очень древней композиционной схемы, в которую органично вписался, не сломав её, на рубеже XVII-XVIII в.в. двуглавый орёл...

Значит, Светлана Васильевна, не ранее XVII века , говорите… То есть, сколько-то там тысяч лет, чуть ли не с неолита, существовала некая орнаментальная композиция. А потом, «на рубеже XVII-XVIII в.в. »(с), под влиянием государственного герба, которого они в кабаке подглядели, начали простые селяне в эту композицию включать стилизованного двуглавого орла. Причём, вышивали его не где-то в сторонке, с краешку, чтобы потом стереть можно было, а в самом центре. В том самом, который «семантически более важен », чем периферия. Не велика ли, спрашивается, честь?

Народные узоры и орнаменты это не просто беспорядочный набор геометрических фигур – это совокупность канонизированных изображений. Они ткутся или вышиваются по правилам, не менее строгим, чем правила, по которым пишутся иконы. Потому, что сакральная их нагрузка одинакова. Любой узор – это, прежде всего, оберег; он наносился на одежду или ритуальные рушники не для красоты, а для того, чтобы оградить их носителя от нечисти. Включить в обережный узор новый неканонический компонент означает разрушить всю сакральную защиту.

Судите сами: на Руси была масса почитаемых и особо почитаемых православных святых, но ни один из них за всю тысячу лет христианства не удостоился чести быть включённым в традиционные народные орнаменты. Даже условно-схематично, на уровне намёка. Тем более не мог быть включён в сакральную схему иноземный, не имеющий духовной нагрузки символ. Раз двуглавый орёл нашёл своё место в традиционном узорочье, значит, он был, как минимум, не чужд народной сакральности.

Двуглавые орлы в народном исполнении встречаются не только на вышивках, но и на наличниках (окно дома, как участок контакта с внешним миром, нуждалось в особой сакральной защите, поэтому расписным наличникам придавалось такое большое значение – они тоже выполняли функции оберега ).

Наш климат сослужил нам недобрую службу. Это на нищем и бесплодном Ближнем Востоке основной строительный материал – камни и глина. На камне, как известно, уж, если что высечешь, то на века. Так же и глиняным табличкам не страшны ни грызуны, ни пожары, ни наводнения. А в нашем природном поясе всё или практически всё имело растительное происхождение – крепости и избы строили из древесины, нитки пряли из льна и конопли, писали и то на бересте…

В результате, скудные ближневосточные каменно-глинобитные артефакты дошли до наших дней в приемлемом состоянии и в почти полном объёме, а наше богатейшее наследие практически целиком сгинуло в водовороте человеческих и природных стихий.

Рубахи и рушники – крайне ненадёжный информационный носитель; время берёт своё и любая ткань со временем истлевает. Сгнивают и превращаются в труху деревянные наличники. Гибнут в пламени пожаров, разъедаются плесенью или рассыпаются от ветхости берестяные грамоты… Поэтому не будем осуждать Светлану Васильевну Жарникову за скоропалительные выводы – действительно, материальных свидетельств старше XVII века до нас дошло микроскопически мало.

А те, что дошли… от нас тщательно скрывают! Потому, что скрывать очень даже есть чего! Ну, как, например, широко огласить информацию, что первое в Европе одиночное изображение двуглавого орла, датируемое Х веком, было обнаружено археологами у нас, в России, под Смоленском, в кладе из Гнёздовского кургана ещё в 1867 году ?! А как же западная теория? А как же византийская? А как же тонны диссертаций, по мотивам этих теорий понаписанных? А как же толпы кандидатов и докторов, эти диссертации позащищавшие? Их куда девать? Степеней лишать и в дворники? – Так, на всех мётел не хватит…

Серебряная пряжка из Гнёздовского клада – самое раннее в Европе самостоятельное и самодостаточное изображение двуглавого орла.

Аналогичные изображения на бляшках и подвесках, относящиеся к тому же времени, что и пряжка из Гнёздовского клада, найдены в Киеве и под Белгородом. Такими подвесками украшали одежду и пояса княжеские дружинники. А под Вологдой откопали наконечник ножен меча, украшенный стилизованным двуглавым орлом, датируемый 950-м годом… Одним словом, подавляющее большинство исторических теорий отталкивается от куда более зыбкой доказательной базы, но в их существовании историки заинтересованы, а в существовании этой – нет!

Самая свежая находка из этой серии раскопана совсем недавно, в 2009-м году под деревней Старое Ракомо Новгородской области – это свинцовая подвеска XI-XII веков. И вместо того, чтобы раструбить о ней на весь мир, раз и навсегда заткнув всяких прозападников и провизантийцев, об открытии предпочли промолчать в тряпочку.

Подвеска из Старое Ракомо.

Только вдумайтесь, история двуглавого орла на Руси достоверно отслеживается, минимум, с Х века! У Византии впереди полмиллениума; Хазарский каганат не только жив-здрав, но и вовсю процветает, а Венгрии, напротив, нет, так как венгры ещё даже не переселились в Европу; потрясают Ойкумену грозные печенеги и половцы, но никто и слыхом не слыхивал о каких-то монголо-татарах; собственно, сама Русь ещё не сформировалась, а двуглавый орёл уже чувствует здесь себя, как дома!

Сделаем-ка лирическое отступление . Я, в какой-то мере, тоже археолог. Историком называться я брезгую, фольклористом – не дерзаю, поэтому своему хобби я придумал собственное название – ментальная археология .

Если обычные археологи каждое лето отправляются на полевой сезон, ковыряются в археологических слоях и извлекают на свет божий битые черепки, с которыми не знают что делать дальше и они продолжают гнить в музейных запасниках так же, как гнили до этого в сырой земле, то я работаю, не выходя из дома. Мои раскопки я веду в фольклорных источниках и, если обычные археологи ищут материальные свидетельства прошлых эпох, я ищу свидетельства ментальные. Иногда это мне удаётся, как удалось, например, отталкиваясь только от сказок, доказать, что избушка на курьих ножках была на самом деле пригоризонтной обсерваторией . Вот и по нынешней нашей теме, кажется, раскопал я некий ментальный артефакт.

Есть в русском фольклоре такой персонаж второго плана – Ногай-птица (иногда может писаться через «а» в первом случае – Нагай ). Думаю, вам уже резануло по глазам абсолютное совпадение имени русской мифической птицы с именем татарского беклярбека, начавшего выпуск в Золотой Орде денег с двуглавыми орлами (см. часть II настоящего исследования ).

Нынешние трактователи в большинстве своём считают, что Ногай-птица – это грифон; лев с орлиными головой и крыльями. Зиждется это мнение на одной-единственной строчке из анонимного «Азбуковника» ХVI века, утверждающей, что, дескать, по суше Ногай-птица передвигается на четырёх лапах.

В остальных же произведениях, где фигурирует Ногай-птица – русских народных сказках «Молодильные яблоки » и «Иван-Медвежье ушко », белорусской народной сказке «Синяя свита навыворот сшита », апокрифе «Голубиная книга » – она ведёт себя вполне по-птичьи и демонстрирует поведенческие реакции, характерные для биологического класса Aves.

«Голубиная книга», вернее, ранние её редакции, свидетельствуют, что Ногай – это псевдоним, а настоящее её имя – Стратим или Страхиль . Это развевает все сомнения относительно её видовой принадлежности – это действительно птица, а не грифон. Более того, это личная птица или даже эманация славяно-языческого повелителя ветров – Стрибога . То есть, персонаж архаичный, на Руси хорошо знакомый.

Зададимся вопросом – как так случилось, что Стратим-птица получила псевдоним, производный от имени татарского темника? У меня напрашивается единственный ответ: когда на Руси увидели орлёные монеты Ногая, изображённого на них двуглавого орла просто узнали ! Русичи опознали в знаке на ордынских деньгах хорошо всем знакомую с языческих ещё времён Стратим-птицу. И с той поры имя татарского беклярбека стало ассоциироваться с этим мифологическим персонажем (или наоборот ).

Кстати, и сам Ногай успешно внедрился в наш фольклор. Помните такого хрестоматийного антигероя, как «Собака Калин царь »? Так вот это он и есть! Слово «ногай » переводится, как «собака »; а слово «кáлин » – как «толстый » (ордынский узурпатор, действительно, страдал избыточной массой тела ).

И, ведь, действительно, если Стратим/Ногай-птицу изображали в виде двуглавого орла на вышивках и наличниках, устный фольклор должен… нет, не должен, а обязан был сохранить сведения о ней. Хотя бы на уровне пояснений кто это и какую роль играет в сакральной защите. Ведь все эти элементы народного творчества – побеги, произрастающие из одного корня: вытканные или вырезанные из дерева узоры всего лишь визуализация того, о чём говорят сказки и былины.

То, что называется внутренним голосом, подсказывает мне, что к фольклору мы ещё вернёмся… вернёмся конкретно к сказкам про молодильные яблоки и про синюю свиту… а пока продолжим про двуглавого орла, как про знак и символ. При перечисленных предпосылках он просто не мог не попасть в русскую геральдику – двуглавый орёл становится официальным символом княжества Черниговского и княжества Перемышльского.

Герб княжества Черниговского.

Гербовый штандарт княжества Перемышльского.

На истории Перемышльского княжества стоит остановиться подробнее, поскольку она являет собой иллюстрацию того, какую судьбу готовил Запад России, склоняя Ивана III к принятию императорской или королевской короны. Незадолго до батыева нашествия оно вошло в состав Галицко-Волынской (Червонной) Руси.

Когда нагрянули монголы, правитель Червонной Руси Даниил Галицкий обратился за помощью к Европе. О, европейские правители засыпали Даниила заверениями в своей поддержке, принялись грозно бряцать мечами, лихо закручивать усы и даже согласились признать русского варвара равным себе – Даниила короновали, он и его потомки получили латинский титул Rex Russiae (король Руси ).

Более ничем пресловутая Европа Галицко-Волынской Руси не помогла. Кроме короны Запад Даниилу не прислал ничего – ни гроша, ни бойца. А когда Червонная Русь надорвалась в борьбе с Ордой, те, кого она прикрыла от монголо-татар, разорвали её и поделили между собой. Галиция отошла Польскому королевству, Волынь – княжеству Литовскому. Со временем население этих регионов напрочь забыло о своём русском происхождении и ныне отличается самой оголтелой русофобией – уроженцы этих мест во время Великой Отечественной пополняли кадрами эсэсовскую дивизию «Галичина», а уже в новейшее время составили костяк майданных активистов .

В 1349-м году бывшее Перемышльское княжество будет оккупировано Польшей – его русская история на этом закончится. Интересно, что перемышльский двуглавый орёл переживёт государство, которое он символизировал. На территории Перемышльской земли польская администрация некоторое время будет выпускать собственную денежную единицу – русский грошик . На реверсе у него будет изображён двуглавый орёл, который поляки рассматривали не иначе, как типично-русский отличительный знак.

Поляки считали, что на «русских» деньгах должен быть русский символ; в том, что это будет за символ, они не сомневались.

Чеканить русский грошик на территории бывшего Русского королевства перестанут около 1390-го года. В 1401-м году прекратит существование Черниговское княжество. Однако, домосковская история двуглавого орла на Руси этим отнюдь не завершится. В 1470-х годах его внезапно начнёт печатать на своих деньгах Великое княжество Тверское. Но это уже совсем другая история, которую стоит рассмотреть отдельно…

Продолжение следует .

Орлов Владимир,
криптоорнитолог.

Публикации по теме