Факторы мировоззрения. Современные проблемы науки и образования. Мировоззрение современного человека

Философия (гр. «фило» -любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действитель-ности.и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью миро-воззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе прежде всего индивиуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных миро-воззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения приня-то относить системы типических характеристи мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации лю-дей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общтны и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива.Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются: а) очеловечивание природы; б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности; в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач; г) образная наглядность мифологических сюжетов; д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоцмонально окрашеных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхествественных сил, чаще всего - в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем. Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также: а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти; б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ). Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают: а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов); б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей); в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения); г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззрения характеризуется тем, что оно: а) рационально (основано на знании и опи-рается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя); в) сис-темно (имеет внутренне единство своей структуры); г) опирается на четкий понятийный аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также во-многом совпадают.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Когнитивный компонент: От греческого cognitio, «познание, изучение, осознание». Является базовым компонентом мировоззрения.

Ценностно-нормативный компонент: Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.

Эмоционально-волевой компонент: Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Практический компонент: Мировоззрение - это в том числе и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует определенный тип поведения.

Уровень 1: мироощущение: Мироощущение - это чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений.

Уровень 2: мировосприятие: Мировосприятие - это представление окружающего мира в идеальных образах. Оно может быть адекватным и неадекватным, то есть не соответствовать действительности, когда искажается реальность или имеют место иллюзии. Основывается на индивидуальном опыте.

Уровень 3: миропонимание: Миропонимание - познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а так же на понимание взаимосвязи происходящих в природе процессов и явлений.

Главным фактором в формировании мировоззрения являются знания и опыт человека, приобретенные в процессе его жизни. Именно особая форма мировоззрения позволяет создать индивидуальную сферу жизни человека

3) Причины возникновения и особенности мифологического мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология - первая общественная форма сознания, возникшая на самой ранней стадии развития человечества.

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В мифе были объединены зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая, эмоциональная оценка ситуаций. Таким образом, мифология - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Миф - это упорядоченное, систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

Причины возникновения:

ћ первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды -- природной и социальной

ћ первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы

Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д.

Отличительные черты:

ћ Антропоморфизм - перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил

ћ синкретизм - слитность, нерасчлененность миропонимания

ћ иррационально-фантастический характер - широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве

ћ художественно-образная форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному миру человека

ћ диахронический и синхронический аспекты мифа - рассказ о прошлом, настоящем и будущем.

ћ Миф являлся продуктом коллективного бессознательного творчества и отражал опыт народной жизни.

Функции мифов:

ћ Мировоззренческая

ћ Миф обеспечивал связь поколений

ћ Создавал единую картину мира

Сущность мировоззрения и его структура.

Умственное воспитание вооружает системой знаний основ наук в результате усвоения которых закладываются основы научного мировоззрения.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов убеждений, идеалов в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.

Мировоззрение – это система ответов на вопрос о происхождении мира, источниках знаний, смысле жизни. Каждая личность имеет мировоззрение. Мировоззрение характеризует интеллектуальную, эмоциональную, волевую и нравственную жизнь человека. Оно направляет его поведение, творческую и познавательную деятельность. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека.

Источники мировоззрения : жизненный опыт, социальная среда.


Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного мировоззрения – понимание смысла жизни.

Виды, функции и основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют виды мировоззрения : научное , религиозное мифологическое;и обыденное , или житейское (основывается на здравом смысле), д) технократическое (на мощи техники). Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Различия в мировоззрении ведут к тому, что люди по-разному оценивают мир и свое место в нем, смысл своей жизни и деятельности, поступки других людей.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души. Деятели религии используют также физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на границе познанного и непознанного.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке – его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или религиозных учебных заведениях. Атеизм – тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять им.

Научное мировоззрение – предлагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества



. Основными структурными

компонентами мировоззрения являются: знания; убеждения; взгляды; идеалы.

Научные знания – это система научных истин.

Взгляды – знания о каком либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам; есть суждения, умозаключения которые выражают определенную точку зрения на сущность явления природы, жизни, человеческих

познаний.

Убеждения – это осознанная потребность личности побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; это более высокая ступень осознания окружающего мира; уверенность человека в правильности своих взглядов, знаний; это знания перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Идеалы – высшая степень ценного или наилучшее завершенное состояние какого либо явления; есть конечная цель стремлений и деятельности.

Взгляды и убеждения находят свое выражения в идеалах.

1) Формирование научного мировоззрения начинается с общих представлений и эмоционального отношения индивида, а заканчивается усвоением обобщенных, категориальных знаний о действительности.

2) Мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющего специфические особенности (возрастные и индивидуальные).

3) В сформировавшемся мировоззрении отраженные образы действительности сливаются с собственно-личностным отношением к ним.

Функции мировоззрения.

1) ориентир в человеческой жизни (обусловливает выработку стратегии жизни и иерархию ценностей);

2) помогает человеку открыть самого себя, понять себя и осмыслить свое место в жизни, мире

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения :

Информационно-отражательная функция заключается в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

Основные факторы , влияющие на формирование мировоззрения:

1.Социально-экономическая среда, политика государства, получившего отражение в идеологической работе;

2. Развитие науки и усиление власти человека над силами природы;

3. Уровень образования и воспитания молодого человека.

а) окружающие условия жизни, макро- и микросреда;

б) характер деятельности человека;

в) средства массовой информации;

г) искусство, кино, театр, литература;
д) школа и семья.

| следующая лекция ==>

Философия (гр. «фило» - любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью мировоззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе, прежде всего индивидуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных мировоззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения принято относить системы типических характеристик мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это, прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации людей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общины и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива. Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях. В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются:

а) очеловечивание природы;

б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности;

в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач;

г) образная наглядность мифологических сюжетов;

д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи с развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоционально окрашенных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхъестественных сил, чаще всего – в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем.

Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также:

а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти;

б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ).

Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают:

а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов);

б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей);

в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения);

г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззренияхарактеризуется тем, что оно:

а) рационально (основано на знании и опирается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя);

в) системно (имеет внутренне единство своей структуры);

г) опирается на четкий понятийный (категориальный) аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также вомногом совпадают.

Многие из нас уже задумывались над тем, что не все намерения и планы достигнуты. Анализируя причины такого явления, мы делаем выводы, что жизнь зависит не только от желаний и поступков.

Она полна случайностей, которые предугадать невозможно. К сожалению, большая часть человечества так рассуждает, и отвечать за свои поступки и намерения мало кто готов.

Но во Вселенной нет случайностей, во всем есть закономерность. Каждая мысль человека обусловлена его мировоззрением. И правильность решений зависит от того, насколько точно отображается истинное положение вещей в сознании человека, то есть на его решения и намерения влияет структура мировоззрения, переосмыслить стандарты которой удается не каждому.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение,понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Как мировоззрение человека влияет на его жизнь

Понятие и структура мировоззрения определяются отношением человека к окружающему миру и к самому себе, которое зависит от совокупности его взглядов, принципов и убеждений. Нас более семи миллиардов, и у каждого из нас есть свой индивидуальный и абсолютно не повторимый взгляд на мир. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, или структуры сетчатки глаза, так и общего представления о мире тоже нет.

На каждый предмет или явление у нас формируется свой образ, нередко сопровождающийся звуком. В нашем сознании выстраивается цепочка взаимосвязей музыкально-образных файлов, зависящих от индивидуальных мыслей.

Всю жизнь человека сопровождает невероятное количество понятий и образов, особенно в последние шестьдесят лет люди воспринимают в десятки раз больше информации во всех отраслях знаний.
Это явление вызывает потребность переосмысления жизни и сопоставление ее со своими стереотипами, заставляет людей увидеть причинно-следственные связи между образами явлений окружающего мира.

Чем успешней и раньше приходит переосмысление, тем целостней мировоззрение и его структура, тем качественнее становится жизнь. На основании всего происходящего, мировоззрение подразделяют на два вида.

Виды мировоззрения

  • Калейдоскопический вид

К первому виду относится калейдоскопическое мировоззрение. В этом виде образы явлений не имеют между собой устойчивых взаимосвязей.

Как в детской игрушке, красивые завораживающие картинки которой бессмысленно меняются в хаотическом порядке, так и в мировоззрении нет связи образов явлений, лишь малая их часть взаимосвязана для примитивного существования людей.

Это могут быть знания в профессиональной деятельности или нормы этикета. А более целостной картинки, представляющей собой взаимосвязи между фактологией различных отраслей и знаний, не формируется или находится в сознании непродолжительное время. Малейший стресс может спровоцировать разрушение неполноценной картинки мировоззрения.

  • Мозаичный вид

Ко второй модели относится мозаичное мировоззрение. В нем все образы и факты выстроены в единое мозаичное полотно. Если человеку для полноты картины не хватает элемента, то он своим воображением восприятия ее целостности, способен найти недостающую деталь.

Человеку с таким видом мировоззрения мир воспринимается упорядоченным и единым, каждое явление обусловлено как причиной, так и следствием, объясняется порождением прошлого, определяющего будущее, а также фактологические знания прочно взаимосвязаны.

Но это две крайности типов мировоззрения, которые в жизни практически не встречаются. Людям присущи мировоззрения либо более с калейдоскопическим либо мозаичным видом. Но, к сожалению, большинство людей имеют калейдоскопическое идиотическое мировоззрение.

Чтобы не насиловать мозг читателя научными терминами и понятиями, рассмотрим структуру мировоззрения большинства людей на простейшем примере.

Пример преобладающего калейдоскопического мировоззрения

Алкоголь используют в быту, как растворитель жира. Большинство из нас использовали алкоголь для выведения жирных пятен или обезжиривания поверхностей. Отсюда следует, что алкоголь расщепляет жир. Оболочка клетки живого организма состоит из липидов, что в переводе означает жир. Потребляя алкоголь, защитная оболочка клетки организма разрушается, тем самым клетка становится беззащитной к проникновению в нее токсинов.

Половые клетки женщины, отвечающие за рождение ребенка, имеют свойство заканчиваться, так как количество их заложено с самого рождения, расходуясь, они не обновляются. Это всем известный факт. Попробуем теперь сложить мозаику. Алкоголь разрушает защитную оболочку половой клетки, чем вызывает ее деформацию. Зачатие в такой половой клетке полноценного ребенка не гарантирует.

Данная взаимосвязь фактов подтверждается статистикой, которая не скрывается. Связь прямая! Но калейдоскопическое мировоззрение большинства людей, игнорируя эту связь, употребляет алкоголь по поводу и без такового. А когда рождается ребенок с отклонениями, сетуют на волю случая, жалея себя и обращаясь к Богу. Но причина одна – небрежное отношение к собственной жизни. Вот таким образом и слагаются элементы человеческого мировоззрения. Связь как бы и видна, но параллель проводят далеко не все.

Как формируется мировоззрение

На основе сформировавшегося внутреннего мира человека слагается его мировоззрение.

Внутренний мир включает в себя такие факторы:

  • интеллект человека, зависящий от потребностей в познаниях о самом себе, об окружающем мире, о жизни и об ее смысле, а также о профессионализме в одной или нескольких областях;
  • субъективное первичное эмоциональное отношение к ситуации или образу явления, выражающемся в удивлении или восхищении, в радости или страдании, в гневе или страхе, в стыде или гордости и т. д.;
  • чувства, отличающиеся от эмоций более длительным состоянием, и основаны на четко выраженном предметном характере (нравственность, эстетика, интеллект, этика);
  • направленность и окружение личности.

Считается, что элементы мировоззрения объединяют в себе все вышеперечисленные качества личности и подразделяются на три категории: эмоционально-психологическую, познавательно-интеллектуальную и историческую.

Путь к человеческому мировоззрению через исторические факты

Усредненное мировоззрение большинства людей, независимо от религиозных или идеологических систем, научных или житейских знаний основано на древней системе понятий.

Преподаватель В.И. Водовозов еще в конце XIX века писал о мировоззрении древних египтян, где он доступно объяснял связь четырех систем: вещества (материи), действующей на него силой (духа или силовыми полями), отведенным для него пространством и постоянно изменяющемся во времени. Это говорит о том, что обобщающие понятия со времен древних египтян не подвергались изменению.

Теория Эйнштейна тоже подтверждает факт взаимосвязи, но трех понятий, исключая дух. Такого понятия как дух в науке не существует, это тонкие материи, которые воспринимаются органами чувств. Теперь они называются физическими полями. Но аспект смысла и идеи, по-другому информации, наукой был утерян.

Мы стремимся к мозаичному виду мировоззрения, а приходим к абстрактной духовности, забывая о предельном обобщении образов, которые отображают мир. Без меры и материи не могут существовать пространство и время, и наоборот.

В итоге можно прийти к пониманию о существовании трех обобщающих понятий:

  • материи во всех существующих состояниях (от жидкого состояния до вакуума);
  • информации, представляющей собой образ материального явления, которое и составляет мировоззрение;
  • мера, как упорядочивание материй и образов в численном эквиваленте в сознании личности.

Напрашиваются вопросы: «Так почему же люди до сих пор не дошли до понимания обобщенной системы мировоззрения? Почему большинство людей воспринимают стереотипы, заложенные с древности»? Судя по многим фактам, такое мировоззрение умышленно поддерживается в обществе.

Выводы

Всю историю человечества сопровождали две группы знаний. Одни знания были доступны всем желающим, а другие – для узкого управленческого круга. Чтобы удержать управленческие полномочия этот круг целенаправленно удерживал безграмотность и неадекватность мировоззрения общества. Таким образом, общество было зависимым от группы людей.

Еще Плутарх описывал возмущения Александра Македонского по поводу опубликования Аристотелем, его учителем, некоторых философских учений. Александр в письме Аристотелю указал на ошибку обнародования учений, которые были предназначены для избранных людей.

Аристотель ответил успокаивающим письмом. Он обнародовал только часть учений, которые без дополнительных пояснений, не смогут полноценно восприниматься народом. Сколько текстов невозможно понять простому народу без объяснительных ключей к ним.

Фрэнсис Бэкон через девятнадцать столетий заметил, что знания и есть власть. Это говорит о том, что всегда существовала та группа лиц, которая обладала более совершенным мировоззрением.

Триединство в мировоззрении

Непонимание триединства исключает возможность взгляда человека на себя со стороны. Если кто-то более понимающий, пытается донести обществу свою точку зрения, то такая попытка воспринимается обществом и индивидом в отдельности, как посягательство на их личное мнение (стереотип).

В итоге несовершенное мировоззрение человечества допускает всевозможные ошибки, ведущие весь мир к катастрофическому состоянию и психологическому кризису. Создаются внутриобщественные и личностные проблемы, которые в скором будущем приведут к краху всей системы, будь то семейной или государственной. И только нам решать необходимо ли понимание триединства.

Публикации по теме